Особые дети - обычное счастье
Приёмным родителям нужно не бояться диагнозов «ЗПР» и «умственная отсталость», а разобраться в возможностях ребёнка.
Принимая решение об усыновлении, каждая семья задумывается, достаточно ли у
нее сил, чтобы давать на протяжении всей жизни любовь и тепло приемному ребенку.
Мы не в силах предугадать, какие испытания ожидают нас в будущем, а воспитание
детей с особенностями развития – путь, который заведомо будет непрост. Каждый
ребенок уникален, несмотря на поставленный ему диагноз, у него свой собственный
внутренний мир, свои возможности развития, свое будущее, которое, во многом,
зависит от окружающих. Эта идея легла в основу III ежегодного конкурса дневников
приемных семей «Наши истории», тема которого – приемные семьи, воспитывающие
детей с ОВЗ. Поскольку среди детей с ограниченными возможностями здоровья
примерно 90% всех детей - это дети с задержкой психического развития или со
слабой умственной отсталостью , речь в этой статье пойдет именно о них.
«Институт замещающей семьи, приемного родительства для детей с ментальными
нарушениями в России находится на начальном этапе своего становления, - считает
Ирина Галасюк, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и
патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии МГППУ. -
В нашей стране даже родные родители в большинстве случаев отказывались от детей
с подобным нарушением, а сама идея устройства их в приемную семью казалась
утопической. Сегодня можно констатировать появление все большего количества
людей, ставших замещающими родителями для особых детей».
Чтобы вас не пугал диагноз «ЗПР»
Ментальное нарушение психического развития – медицинский термин, который
включает в себя большое число самых разнообразных диагнозов. Ментальный инвалид
- стигма, получить которую ребенок может с самого своего рождения, и
подтверждать либо опровергать ее приходится, порой, всю жизнь. Дети с абсолютно
разными возможностями, с разной обучаемостью вынуждены бок о бок осваивать одну
и ту же усредненную программу. Родители, дети которых нуждаются в коррекционном
обучении, замалчивают проблемы из обоснованного страха, что на ребенке поставят
клеймо, будут дразнить и унижать. Между детьми с ЗПР и умственной отсталостью
общество ставит знак равенства, особенно, когда речь идет о подросших сиротах. В
результате такой уравниловки даже те, у кого был шанс догнать сверстников,
продолжают взрослеть, регрессируя в развитии. Чтобы изменить ситуацию, нужен
комплексный подход, который нельзя ограничить одной лишь практикой инклюзивного
образования. В первую очередь, важно рассказывать людям о возможностях и
перспективах детей с задержками в развитии, наладить открытый диалог между
обществом в широком его понимании и родителями особенных детей. Этот материал
опубликован, в том числе, и для того, чтобы как можно больше потенциальных
приемных родителей получили вектор для дальнейшего изучения вопроса и не
принимали решения на основе одного лишь названия диагноза в медицинской карте.
Так исторически сложилось
Система специального детского образования появилась в России ещё в 1797 году,
когда в Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны были переданы
московский и петербургский воспитательный дома со всеми их заведениями. В 1917
году после революционных событий благотворительность официально запретили.
Именно тогда начал формироваться тип закрытого интерната для особенных детей,
который, по сути, изолировал их от остального общества. В эту категорию входили
дети с нарушениями слуха, зрения, тяжёлыми нарушениями речи,
опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и умственно
отсталые.
По мере того, как совершенствовалась система общего образования, появилось
деление спецшкол на 8 видов, которое действует и по сей день: I. глухие, II.
слабослышащие и позднооглохшие, III. слепые, IV. слабовидящие, V. с тяжёлой
речевой патологией, VI. с нарушениями опорно-двигательного аппарата, VII. с
задержкой психического развития, VIII. умственно отсталые.
Мы бы хотели подробно остановиться на диагнозах, которые служат рекомендацией
для поступления детей в школы 7-го типа.
ЗПР и умственная отсталость – в чем разница
Под общим термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания
развития психики в целом или отдельных ее функций, в том числе, моторных,
речевых, сенсорных, эмоционально-волевых. Медициной выделяется несколько причин,
по которым возникает задержка развития: конституциональное, соматогенное и
психогенное происхождение и церебрально-органический генез.
Задержка конституционального происхождения обусловлена наследственностью. Как
правило, проявляется такой синдром при поступлении 7-летних детей в
общеобразовательную школу – их эмоционально-волевая сфера находится на уровне
4-5 лет, наблюдается инфантильность, бурные проявления эмоций, несдержанность.
Им трудно сосредоточиться на уроках - такие дети, скорее, предпочитают играть, а
не работать вместе с классом. Прогноз, как правило, благоприятен, и при должном
педагогическом вмешательстве дети компенсируются к 10-12 годам. Родителям
рекомендуют включить в программу образования ребенка занятия с логопедом и
психологом, часто неуемную энергию направляют в положительное русло с помощью
занятий активными видами спорта.
Задержке соматогенного происхождения способствуют длительные хронические
заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного
мозга), аллергии, врожденные и приобретенные пороки. У детей с этой формой ЗПР
часто наблюдаются мигрени, они быстро утомляются, память и внимание удерживаются
на очень короткое время. Из-за частых болезней они вынуждены находится дома, от
этого страдает не только процесс обучения, но и способность к коммуникации. Дети
растут закрытыми, робкими и неуверенными в себе, при малейших неудачах
расстраиваются и плачут. Остановку развития в таких случаях могут предотвратить
взрослые – нельзя внушать ребенку мысль о безнадежности его состояния и
необратимости диагноза. Помните книгу Павла Санаева «Похороните меня за
плинтусом»? Главные герои этой книги – мальчик Саша и его чрезмерно заботливая
бабушка – яркие примеры того, в каких условиях может развиваться такой вид ЗПР.
ЗПР психогенного происхождения, или педагогическая запущенность. Из
определения следует, что задержка детей этой группы связана с неблагоприятными
условиями воспитания. Это может быть, как безнадзорность, жестокость со стороны
родителей, так и гиперопека, которая ведет к формированию ослабленной личности,
безынициативности, отсутствию воли, эгоизму. Безнадзорность же приводит к
психической неустойчивости, импульсивности, вызывает ответные проявления в виде
агрессивного поведения. Примером подобного ЗПР может служить история мальчика
Леши Иванова, ученика коррекционной школы 8-го типа - благодаря своему рассказу
Леша стал одним из победителей прошлогоднего конкурса дневников приемных семей
«Наши истории». Вот цитата из его повествования: «Ночью я вообще не спал еще 13
лет тогда было, именно в тот момент я ощутил ненависть ко всему, все то, что я
терпел прямо хотело вырваться из меня и разорвать всех кто мне причинил боль. Я
резал себе руки во многих местах, и скрывал это до 15 лет и тогда отец заметил
на руке у меня порезы. Мы с ним разговаривали долго, но я по привычке молчал и
ничего не говорил в ответ…» В итоге, терпение и творческий поиск решения
психологических проблем взрослеющего мальчика привели отца и сына к успеху. Леша
учится в колледже и увлекается компьютерными технологиями, помогает семье и
друзьям.
ЗПР церебрально-органического происхождения возникает при грубых и стойких
локальных разрушениях созревания мозговых структур, причиной которых могут быть
вирусные заболевания, перенесенные беременной, токсикоз, алкоголизм, наркомания
матери, кислородное голодание плода. У детей этой группы ЗПР наблюдается
церебральная астения, из-за которой формируется повышенная утомляемость, плохая
память, невнимательность, неспособность к обучению. Показатели продуктивности
приближены к детям с олигофренией, знания такие дети усваивают фрагментарно. В
подобных случаях не обойтись без систематической комплексной помощи психологов,
дефектологов и профильных специалистов.
Умственная отсталость, в отличие от ЗПР, характеризуется размытым
повреждением коры головного мозга, в следствие чего потенциал развития детей и
возможности познавательной деятельности с УО значительно ниже. При УО страдают,
прежде всего, мыслительные функции, а при ЗПР – предпосылки интеллектуальной
деятельности, такие как речь, внимание, фонематический слух. Дети с ЗПР способны
на сотрудничество с обучающими взрослыми, их можно обучать в игре, в то время
как ребенка с УО подача материала в игровой форме только отвлечет. Дети с ЗПР
более эмоциональны, им доступны сюжетно-ролевые игры, они способны
сосредотачиваться на заданиях, если заинтересованы в результате. В дошкольном
возрасте дети с ЗПР рисуют, лепят и осваивают иную изобразительную деятельность,
в отличие от детей с УО.
Ребенку рекомендуют посещать коррекционный класс: чего ожидать?
Если психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендует вам перевести
ребенка в коррекционный класс на основании диагноза ЗПР, не стоит без анализа
ситуации и предлагаемых вариантов сразу же отвергать такое будущее. Сегодня
многие родители высказываются за инклюзивное образование, которое предполагает
равные образовательные программы и условия для всех. Это означает отсутствие
общей коррекционной направленности процесса обучения, общий для всех срок
обучения, переполненные классы, отсутствие щадящего режима для вашего ребенка.
Важно, чтобы стремление к интеграции особого ребенка в общество не было простым
удовлетворением родительских амбиций, а соотносилось с возможностями и
потребностями самого ребенка. Нельзя допустить, чтобы включение ребенка в
коллектив стало для него шоком.
С другой стороны, многие родители боятся отдавать детей в коррекционные
классы, мотивируя свои опасения тем, что в таких учреждениях учатся выходцы из
неблагополучных семей и приютов, и вероятность столкнуться с агрессией и
насилием весьма велика. В 2014 году режиссер Иван Твердовский снял фильм «Класс
коррекции», в котором препарировал повседневность отдельно взятого спецкласса в
общеобразовательной школе. Детям с разнородными отклонениями в психике отведен
один кабинет, туалет и небольшой кусочек школьного коридора, огороженный
решетками, как клетка, на общую территорию заступать нельзя. Травля и
жестокость, с которой столкнулась главная героиня фильма – девочка на инвалидной
коляске, оттолкнет от коррекционной системы любого родителя. Но нельзя забывать
о том, что творческая задача режиссера состоит как раз в постановке проблемы, в
вынесении ее в дискуссионное поле.
Каждый заботливый родитель должен взвесить все «за» и «против» перед тем, как
принимать окончательное решение об определении ребенка в коррекционный класс или
школу. Помните, что любое решение комиссии носит лишь рекомендательный характер,
и никто не может ограничить ваше право на посещение общеобразовательной школы.
Мнение Ирины Галасюк, кандидата психологических наук:
Идея устройства ребенка с ментальными нарушениями в семью из утопической
приобретает очертания реальности. Между тем, следует признать, что само по себе
интеллектуальное нарушение с его последствиями неизлечимости и невозможности
существенно изменить состояние ребенка способно в одном случае фрустрировать и
истощать родителя, в другом – способствовать изменению взгляда родителей на
окружающий мир вплоть до переосмысления всей жизни, а соответственно их
личностному росту. На сегодняшний день приводится множество отчетов родителей,
которые указывали на позитивные эмоции в ситуации родительства ребенка с
особенностями развития. Этому способствуют ресурсы позитивного функционирования,
среди которых называют оптимизм и позитивные копинг-стратегии: фокусировка на
поисках позитивного смысла обычных, ежедневных ситуаций, постановка и достижение
реальных целей в противоположность долгосрочным неадекватным целям как для
ребенка, так и для родителей. Данные ресурсы становятся опорными точками для
решения проблемных ситуаций.
Что же помогает в воспитании ребенка с нарушениями в развитии увидеть
солнечную сторону родительства и строить семейную жизнь с радостью и
удовольствием? Как биологическим родителям особого ребенка, так и замещающим
родителям прежде всего следует принять особенности поведения и личности ребенка
как на рациональном, так и на эмоциональном уровне; сформировать с помощью
специалистов адекватное отношение к болезни (нарушениям в развитии); понять
возможности ребенка с учетом его диагноза, а, соответственно предъявлять ребенку
адекватные требования.
Понимание ребенка и любовь творят поистине чудеса! И это не формальные слова.
Это реальность, которая несмотря на сравнительно малый период времени
существования замещающего родительства в нашей стране, предъявляет достоверные
доказательства изменений, происходящие с особыми детьми, которые из социальных
учреждений попадают в семью, где их стараются понять и, главное, принять без
всяких условий.