Эксперты ОНФ предложили создать в Единой медицинской информационно-аналитической системе столицы специальные возможности для инвалидов
На экспертном совещании в московском штабе Общероссийского народного фронта с участием представителей органов власти, общественников и инвалидов, было предложено создать систему специальных возможностей в Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС) столицы для реализации права инвалидов-колясочников на внеочередное медицинское обслуживание.
О том, как работает крупнейший в стране столичный медицинский онлайн-сервис
ЕМИАС и насколько он доступен для людей с ограниченными возможностями, показал
онлайн-опрос среди инвалидов, инициированный активистами ОНФ.
Введение системы было в целом оценено позитивно (7 баллов из 10). 68,9%
опрошенных отметили, что предпочитают записываться в поликлинику через ЕМИАС, и
назвали преимущества: возможность спланировать посещение врача заранее и
записаться, не выходя из дома, выбрать терапевта, меньше людей в самой
поликлинике.
Выяснилось, что большинство инвалидов посещают поликлинику чаще, чем 1 раз в
месяц и четверть посещений – только для получения справок и лекарств.
Вместе с тем 80% опрошенных отметили, что с введением ЕМИАС стало невозможно
попасть к терапевту экстренно. Вместо терапевта, знающего все особенности
пациента, инвалида отправляют к дежурному врачу, в очереди к которому приходится
ждать до 2 часов. С узкими специалистами еще сложнее – человеку на коляске надо
сначала попасть к терапевту, а потом уже к специалисту, который зачастую
находится по другому адресу.
Более 60% участвующие в опросе, отметили, что не могут реализовать своё право
на посещение врача без очереди, предусмотренное Указом Президента РФ №1157.
ЕМИАС не дает инвалидам-колясочникам возможности попасть к врачу в экстренном
порядке и не позволяет пройти всех специалистов в один день. К тому же инвалиды
не знают, как с помощью ЕМИАС предупредить о своем приезде в поликлинику и о
том, что при этом потребуются разные виды помощи инвалиду-колясочнику,
незрячему, неслышащему.
Больше всего, согласно результатам опроса, инвалидов огорчает то, что в ЕМИАС
не предусмотрен вызов врача на дом, исключена возможность встать на надомное
обслуживание (патронат), получить рецепт и результаты анализов на дому. При этом
инвалиду сложно дозвониться до поликлиники – вызов врача по телефону в среднем
занимает от получаса до двух часов.
«Систему ЕМИАС необходимо интегрировать с Федеральным реестром инвалидов.
Чтобы не только лечащий врач, но и другие специалисты, которых посещают люди с
ограниченными возможностями, видели всю их медицинскую историю и прошедшие
программы реабилитации. Такое решение сократит время заполнение бумаг по
принципу первичного приема и позволит уделить больше внимания пациенту, –
отмечает координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Рожков. –
Кроме того, чтобы инвалиды могли пройти всех необходимых специалистов за раз, мы
бы рекомендовали медучреждениям выделить какое-то количество часов или
установить такой день на неделе. За основу можно взять опыт региональных
поликлиник по проведению «субботников», когда пациентов с определенной проблемой
собирают в одном месте и на одном этаже для прохождения всех врачей
одновременно».
В ходе совещания представители департаментов здравоохранения и информационных
технологий сообщили о нововведениях в сфере телемедицины. Так, в 2018 году
станет возможной выписка необходимых лекарственных препаратов на дому, получение
по электронной почте результатов анализов, sms-оповещение о поступлении
лекарственных препаратов в аптеку, возможность вносить необходимые записи в
амбулаторную карту пациента во время домашнего посещения врача при помощи
планшета.
«Система ЕМИАС – самая передовая информационная система российской медицины,
но необходимо сделать так, чтобы она обеспечивала право инвалидов-колясочников
на посещение врача вне очереди, – подчеркивает координатор проекта «Народная
оценка качества» в Москве, председатель Исполнительного комитета «Движения
против рака» Николай Дронов. – В Москве 1 млн 100 тысяч человек с ограниченными
возможностями здоровья, но доля тех, кому положено внеочередное обслуживание, а
тем более колясочников, среди них очень мала. Мы предлагаем предусмотреть в
системе ЕМИАС так называемый флажок – специальную возможность для этой категории
инвалидов, которая обеспечит им получение медицинского обслуживания по «зелёному
коридору». Для решения проблемы дозвона при вызове врача на дом по телефону,
предусмотреть возможность идентификации пациента в меню режима вызова».
Представители Департамента информационных технологий города Москвы со своей
стороны отметили, что предложения активистов ОНФ технически вполне исполнимы. По
итогам совещания достигнута договоренность приступить к совместной с экспертами
ОНФ работе по совершенствованию ЕМИАС в интересах людей с ограниченными
возможностями здоровья.