Система ОМС: фокус на пациента
Услуги системы ОМС востребованы подавляющим числом россиян, об этом шла речь на прошедшем в МИА «Россия Сегодня» мероприятии «Система ОМС: фокус на пациента», в ходе которого в т.ч. были представлены результаты опроса ВЦИОМ по выявлению отношения населения к системе ОМС.
Так, по данным ВЦИОМ, абсолютное большинство россиян (89%) получали
медицинские услуги по полису ОМС хотя бы раз в жизни. При этом в последний год
по нему обращался в медучреждения каждый второй (52%).
Комментируя результаты опроса ВЦИОМ, заместитель председателя ФФОМС Елена
Сучкова отметила, что «линия развития системы ОМС сегодня неразрывно связана с
развитием пациентоориентированной модели системы здравоохранения, а доверие
населения к системе ОМС остается на высоком уровне в т.ч. за счет развития
института страховых представителей».
«Институт страховых представителей начал работу в середине 2016 г., -
напоминает вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. -
Его главная задача повысить уровень информирования населения об их возможностях
и правах в системе ОМС, содействовать в повышении качества оказания медицинских
услуг».
Страховые представители – оценка населения
По данным ВЦИОМ, население высоко оценивает начало работы института страховых
представителей. Их наиболее полезными функциями граждане считают контроль за
качеством медицинских услуг, соблюдением сроков госпитализации (считают полезным
49%), информирование и напоминание о диспансеризации (43%), помощь пациенту в
разрешении конфликтных ситуаций (23%), контроль за соблюдением пациента
назначений врача (21%).
Наиболее важной информацией, которую предоставляют страховые представители,
россияне называют сведения о своих правах и перечне бесплатных медицинских услуг
(53%), к кому обращаться в случае оказания некачественной медицинской помощи
(50%), о возможностях выбора врача и медицинского учреждения (35%), о
необходимости пройти диспансеризацию, профилактический осмотр (28%).
Доверие населения к страховым медицинским организациям подтверждают и данные
ФФОМС. По данным ФФОМС, показательным в этом является увеличение на 30,3%
количества обращений граждан по телефонам «горячих линий» и изменение их
структуры. Так, в 2017 г (в сравнении с 2016 г.) количество обращений о видах,
качестве и условиях предоставления медицинской помощи по программам ОМС
увеличилось более чем в 2 раза, на 9,8% выросло количество граждан, обратившихся
по телефону «горячей линии» за разъяснениями (консультацией), количество жалоб
снизилось почти на треть (-29,3%).
О необходимости пройти диспансеризацию страховые представители 2 уровня
проинформировали в прошлом году 21,2 млн застрахованных лиц, подлежащих
диспансеризации, из них более 9,2 млн были приглашены на диспансеризацию
повторно, что дало возможность на 6,2% увеличить количество прошедших
диспансеризацию в 2017 г. в сравнении с 2016 г.
В общей сложности в 2017 г. диспансеризацию прошли 20 млн застрахованных лиц
(94% от числа подлежащих диспансеризации).
«К сожалению, зачастую мы обращаемся к врачу уже в случае возникновения
проблем со здоровьем, – говорит заместитель председателя ФФОМС Елена Сучкова. -
Между тем, значение диспансеризации сложно переоценить. Эта процедура помогает
не только продлить здоровое долголетие, но и позволяет на ранней стадии выявить
заболевания, которые могут не давать о себе знать до момента обнаружения или
появления осложнений. Это и ответственность пациента за свое здоровье, и
экономия государственных средств, которые могут понадобиться на лечение
заболеваний уже в прогрессирующей форме».
Вектор на качество
По данным ВЦИОМ, в числе мер по улучшению качества медицинских услуг
граждане, прежде всего, отмечают решения финансового характера: формирование
заработной платы врача исходя из качества его работы (43%), а также
финансирование медучреждений в зависимости от качества предоставляемых услуг
(30%). Рейтингование медицинских учреждений по качеству предоставляемых услуг
как одну из мер считают возможным 18% опрошенных.
«Помимо оценки деятельности страховых представителей в опросе гражданами
выбраны непосредственно те позиции и предложения по развитию системы, которые и
являются страховыми принципами, о развитии которых мы так много говорим, -
комментирует вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.
- Это и выбор тех медицинских учреждений и дополнительное улучшение их
финансирования, которые максимально адекватно выполняют свою деятельность по
оказанию медицинской помощи, что в т.ч. подтверждается и экспертной оценкой со
стороны страховых организаций, и адекватную оплату труда непосредственно
медиков. Деньги в страховой модели организации здравоохранения должны следовать
за пациентом».
Система ОМС – направления развития
Один из важных итогов опроса - 75% россиян высказались о необходимости
дополнительного контроля со стороны независимой от медицинского сообщества
структуры (в частности, страховых компаний) работы медицинских учреждений. «Это
в том числе свидетельствует о том, что население начинает понимать, что есть
реальные инструменты защиты прав в системе ОМС, – говорит вице-президент
Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. – Функция страховых
представителей по информированию населения об их возможностях на получение
бесплатной и качественной медицинской помощи сейчас очень востребована и высоко
оценивается населением».
Комментируя же в целом перспективы развития системы ОМС, участники
мероприятия сошлись во мнении, что развитие инструментов информирования и
повышение контроля качества оказания медицинских услуг - одни из важных
первоочередных шагов для страхового сообщества. В целом же система ОМС должна
продолжать движение в направлении развития страховых принципов, ставящих во
главу угла в системе здравоохранения интересы именно пациента.
«Система ОМС продолжает совершенствоваться, наша задача – в полном объеме
выполнять гарантии, данные государством населению на получение качественной и
бесплатной медицинской помощи, обеспечивая выполнение конституционного права,
зафиксированного 41 статьей конституции, - продолжает заместитель председателя
ФФОМС Елена Сучкова. - Наши бюджеты являются бездефицитными и сбалансированными,
средства, выделяемые в субъекты, тщательно контролируются территориальными
фондам ОМС и страховыми организациями».
При этом финансирование системы ОМС продолжает устойчиво расти. «Если мы
посмотрим всю историю существования системы ОМС, цифра в 146 миллионов
застрахованных граждан остается примерно на одном уровне, а финансовые средства,
которые закладываются на оказание ОМС гражданам, из года в год продолжают расти,
- продолжает заместитель председателя ФФОМС Елена Сучкова. - Так, в 2018 году
рост субвенций впервые за весь период существования системы ОМС в России, а в
этом году ей исполняется 25 лет, составил более чем на 21,5 %, это 333 млрд
рублей дополнительных средств, которые в этом году будут направлены на оплату
медицинской помощи застрахованным гражданам».