На успеваемость вашего ребенка влияют в первую очередь гены, а не интеллект
Исследователи обнаружили, что успехи в учебе определяются прежде всего генами ребенка, а его интеллектуальные способности играют в этом куда меньшую роль.
Наверное,
это случится уже скоро: с помощью анализа ДНК мы сможем определять будущие
сложности в учебе нашего ребенка и помогать ему. Мы прекрасно помним это еще со
школьной скамьи: дети учатся очень по-разному. А в последние годы исследователи
обнаружили, что успех в учебе - в начальной школе, на экзаменах при окончании
средней школы и даже в изучении отдельных предметов - почти на две трети (!)
зависит от генов.
Ученые выбрали 6000 пар близнецов, участвующих в британской Программе
исследования раннего развития близнецов, и проанализировали их оценки - от
начальной школы до окончания обязательного среднего образования.
Результаты исследования показали, что достижения близнецов в учебе были на
удивление стабильными. Те, кто хорошо успевал в начальной школе, имели хорошие
результаты и на экзаменах GCSE (сертификат об окончании среднего образования).
Наблюдения за близнецами позволяют выявить влияние генов на достижения в
учебе. Однояйцевые (идентичные) близнецы имеют одинаковый генетический набор,
тогда как двойняшки, так же как и братья и сестры разного возраста, имеют в
среднем 50% одинаковых генов. Если в определенных чертах характера идентичные
близнецы больше похожи друг на друга, чем двойняшки, можно сделать вывод, что
эта черта определяется преимущественно генами.
Исследователи пришли к выводу, что стабильность достижений в учебе почти на 70%
объясняется генетическими факторами и лишь на 25% - внешними факторами,
окружающей средой, например, воспитанием в одной семье и посещением одной школы.
Остальные 5% - другими, пока менее понятными факторами, например, влиянием
друзей или учителей. Когда успешность в учебе в течение школьных лет улучшалась
или ухудшалась, это прежде всего зависело от тех внешних факторов, которые у
близнецов отличались.
Кажется, логично предположить, что стабильность успехов в изучении школьных
предметов объясняется, в первую очередь, умственными способностями конкретного
ребенка. Но после того как исследователи провели среди близнецов тесты на
интеллект (вербальные и невербальные), влияние генов все равно осталось
существенным - на уровне 60%.
В последние годы ученые достигли больших успехов в выявлении генетических
маркеров, отвечающих за те или иные черты личности - в частности, за успехи в
учебе. Однако каждый генетический маркер объясняет очень небольшую долю (менее
0,1%) индивидуальных различий. И недавно был разработан более эффективный метод.
Суммируя тысячи генетических маркеров, выявленных в ходе общегеномных
исследований (исследования геномного набора генетических вариантов у разных
людей, позволяющие увидеть связь какого-либо из вариантов с определенным
признаком. - Прим. переводчика), ученые создают полигенную шкалу оценки.
Такая шкала позволяет с большей точностью прогнозировать вариативность
определенных качеств личности (например, успехов в учебе), у людей, не связанных
общими генами. Метод полигенной шкалы подтвердил то, что ученые обнаружили в
ходе наблюдения за близнецами. А именно: определенные варианты генов отвечают за
то, почему оценки детей на каждом этапе обучения могут отличаться. Результаты
этого исследования очень важны как для родителей, так и для учителей. Они
свидетельствуют о том, что определенные проблемы в учебе нужно выявлять как
можно раньше, поскольку они, скорее всего, будут существовать на протяжении всех
лет, проведенных в школе.
В будущем такая оценка генетической предрасположенности (вместе с
прогнозированием влияния внешней среды, например, района проживания,
особенностей воспитания в семье и школе) поможет выявлять "проблемных учеников"
в раннем возрасте. Преодолеть потенциальные трудности в обучении помогут
индивидуальные учебные программы.
Например, уже при рождении мы могли бы с помощью ДНК-тестов выявлять детей,
которые будут иметь проблемы с чтением, и помогать им уже на раннем этапе
развития. Профилактические мероприятия всегда имеют большие шансы на успех,
когда проводятся в первые годы жизни. Поэтому генетическая оценка рисков,
которую можно произвести уже при рождении, имеет огромное значение для
преодоления будущих проблем в учебе у ребенка.
Источник: Bbc.co.uk