Перспективы развития медицинского образования, мнение профессорско-преподавательского состава АМО
Профессия врача была востребована и престижна всегда. Целые династии докторов, уходящие корнями еще в XIX век, множатся, взращивая любознательных, активных и целеустремленных молодых медиков.
Путь юношей и девушек, решивших работать в сфере здравоохранения, тернист и
отнюдь не усыпан лепестками роз:
- конкурс на поступление в университет порой превышает 10 человек на место;
- общая продолжительность обучения медиков составляет не менее 8 лет;
- зарплаты молодых специалистов оставляют желать лучшего;
- обязательное повышение квалификации необходимо проходить не реже одного
раза в пять лет;
- потребительский терроризм по отношению к медицинским сотрудникам
процветает и т.д.
Тем не менее желание помогать людям и благородный статус врача все еще
привлекают выпускников школ и побуждают поступать в медицинские университеты.
Перспективы образования врачей
В данной статье свой взгляд на перспективы развития первого и дополнительного медицинского образования изложат преподаватели АМО.
Академия медицинского образования – это дистанционное учебное заведение,
предоставляющее врачам и медсестрам возможность пройти разнопрофильные курсы
повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
АМО предлагает на выбор
более чем 90 программ для высшего и 38 программ для среднего медицинского
персонала, куда входят такие специализированные профили, как:
- авиационная и космическая медицина;
- диетология;
- коммунальная гигиена;
- семейная медицина;
- организация здравоохранения и общественное здоровье;
- радиационная гигиена;
- сексология;
- трансфузиология;
- эпидемиология.
Обучая не менее 700 человек со всей России ежемесячно, специалисты Академии
точно знают не только общую ситуацию в сфере медицинского образования, но и ее
актуальные проблемы.
Перспективы развития медицинского образования
Начать стоит с того, что столь длительный процесс получения первого
образования в сфере здравоохранения абсолютно обоснован: специфика профессии –
ответственность за здоровье и жизни людей – обязывает доктора обладать глубокими
знаниями как в своем непосредственном профиле, так и в общей анатомии,
физиологии и т.д.
Организм человека – сложная, взаимосвязанная система, поэтому лечить что-то
одно (например, исключительно почки) не представляется возможным. Любые
препараты так или иначе влияют на прилегающие органы, что нужно предусмотреть и
учесть при подборе лекарственных средств.
Образовательный цикл медицинского сотрудника состоит из следующих этапов:
- начальная подготовка;
- сдача Единого государственного экзамена;
- зачисление, начало обучения;
- сдача профильного экзамена после 3 курса на право занятие должностей
среднего медицинского персонала;
- получение высшего образования (5-6 лет);
- сдача государственного экзамена, получение диплома об окончании высшего
учебного заведения;
- интернатура (1 год), ординатура (2 года);
- получение удостоверения после сдачи государственного экзамена;
- допуск к медицинской и фармацевтической деятельности, право на
осуществление врачебной практики сроком на 5 лет;
- повышение квалификации или профессиональная переподготовка.
Таким образом, мы от школьника, только мечтающего работать в медицине,
перешли к квалифицированному врачу, обязанному каждые 60 месяцев получать
дополнительное образование. Этот непрерывный цикл является одновременно и
главным стимулом к постоянному развитию врача, и показательным примером
закостенелости системы здравоохранения.
Перспективы образования в медицине
Чтобы понять, в каком направлении стоит двигаться государственным медицинским
университетам, стоит лишь взглянуть на рынок дистанционного образования. Это
высококонкурентная среда, в которой лидерства не добиться без ежедневной
доработки материалов, расширения предлагаемых программ, работы над сервисом и
сотрудничества с разными, но обязательно опытными и квалифицированными
практикующими врачами.
Скорость информирования учащихся о появлении новых разработок, технологий,
научных изысканий медицинской сферы – главное преимущество дистанционных
образовательных учреждений. Конечно, можно возразить, что это несравнимо, ведь
первоочередная задача очных университетов начального медицинского образования
заключается в обучении именно традиционным диагностическим, терапевтическим и
профилактическим методикам. И это верно. Однако существующая еще со времен СССР
образовательная система требует если не полной переработки, то хотя бы некоторой
корректировки.
Необходимо начать повсеместно внедрять дистанционные технологии в процесс
обучения. Часть обязательных предметов медицинских университетов дает
исключительно теоретические знания, а значит может быть полностью перенесена в
онлайн-формат. Помимо того, что удаленный просмотр лекций более удобен для
студентов (не нужно вставать ни свет ни заря, тратить время на дорогу и т.д.),
здесь скорее стоит уделить внимание скорости внесения изменений в материалы.
Нужно понимать, что любые правки лекционных программ разрабатываются,
согласовываются и утверждаются достаточно продолжительный период времени. В
удаленном варианте необходимость этих процессов отпадает, а технически
актуальная информация добавляется легко и быстро, что в конечном итоге
положительно влияет на осведомленность студентов.
Развитие мед. образования
Постоянная начитка лекций зачастую лишает преподавателей возможности вести
практику, а значит знакомить студентов с реальными кейсами будней врача. Все
свое время им приходится тратить на наставничество и, в лучшем случае, ведение
научной деятельности. Дистанционный формат освобождает педагогов от
необходимости постоянного нахождения в стенах университета и позволяет свободно
вести практику.
В этом же пункте открывается еще одно преимущество удаленного обучения –
дешевизна. Дело в том, что привлекая часть профессорско-преподавательского
состава эпизодически (только для записи лекций и принятия зачетов), можно сильно
сократить издержки как на выплату зарплаты, так и на аренду/содержание
помещений, использующихся сейчас для проведения занятий. Таким образом, общее
уменьшение расходов университета удешевит стоимость обучения.
В-третьих, невероятно важно развивать программы обмена студентами и проекты
международного сотрудничества в сфере медицинского образования. В данный момент
такого рода интеграция находится в зачатке, однако внимание к вопросу
коммуникации с зарубежными коллегами неустанно растет.
Сотрудники АМО считают, что при должном подходе и тщательной проработке
вышеупомянутых моментов можно значительно повысить качество и удобство получения
первого медицинского образования.
Профессорско-преподавательский состав АМО
Будучи лидером рынка дополнительного медицинского образования, Академия, как
никто другой, понимает важность привлечения к сотрудничеству опытных, а главное
практикующих врачей. Именно эти специалисты могут не просто донести до
слушателей курса теорию, но и поделиться решением сложных практических вопросов,
предостерегая тем самым студентов от возможных ошибок.
АМО приглашает экспертов и для проведения семинаров, освещающих актуальные
медицинские темы. Так, например, на базе Академии в скором времени пройдет ряд
мероприятий:
- «Профилактика стресса и выгорания у специалистов здравоохранения»;
- «Современные алгоритмы и стандарты в гастроэнтерологии»;
- «Неотложная и экстренная медицинская помощь на догоспитальном этапе – с
практической отработкой навыков».
Академия медицинского образования – ваш сегодняшний вклад в будущий карьерный
рост.