Как в условиях коронавируса бесперебойно получать льготные лекарства?
Сегодня, в условиях распространения коронавирусной инфекции в России, у пациентов с хроническими заболеваниями возникают вопросы, связанные с получением необходимой медицинской помощи и льготных лекарственных средств: лечебные учреждения перепрофилированы, людям рекомендовано переносить плановые приемы у специалистов и не выходить из дома.
Несмотря на то, что Министерством здравоохранения РФ 19 марта 2020 года
выпущен приказ №198н, предусматривающий обеспечение возможности дистанционной (в
форме электронного рецепта) выписки лекарственных препаратов, а также выписки
рецептов со сроком действия до трех месяцев, четкого алгоритма, отвечающего на
все вопросы, пока не разработано. «Лига защитников пациентов» направила в
Министерство здравоохранения РФ свои рекомендации. Ключевым пунктом является
создание горячих линий в субъектах РФ, которые помогут правильно и бесперебойно
маршрутизировать пациентов.
Вчера, во время своего совещания с членами Правительства РФ, Владимир Путин,
президент РФ, отметил: «Очевидно, что основные силы медицины мы направляем
сейчас на борьбу с коронавирусом. Но, к сожалению, никто не властен отменить
иные опасные болезни: сердечно-сосудистые, онкологические, другие острые и
хронические заболевания. Мы не можем бросить таких больных... Несмотря на
сегодняшнюю экстраординарную ситуацию, люди должны получать всю необходимую
помощь».
Александр Саверский, президент «Лиги защитников пациентов», на своей странице
в социальной сети опубликовал предложенный алгоритм по введению дистанционного
обеспечения лекарствами пациентов из группы повышенного риска, чтобы сократить
число обращений в ЛПУ, а также применить на дому стационарозамещающие
технологии, когда это возможно:
1. К гражданам из группы повышенного риска от коронавируса относятся лица
старше 65 лет и/или с тяжелыми хроническими заболеваниями (включая инвалидов I и
II группы, детей-инвалидов), при которых инфицирование коронавирусом может, с
повышенной степенью вероятности, привести к смерти. За лекарственным
обеспечением данные граждане могут обратиться в медицинскую организацию, к
которой они прикреплены.
2. В поликлиническом учреждении назначается ответственное лицо за лекарственное
обеспечение указанных в п.1 лиц, и создается горячая линия по вопросам выписки и
обеспечения лекарственными препаратами указанных граждан.
3. Горячая линия медицинской организации принимает запросы граждан о
лекарственном обеспечении и информирует о дальнейших действиях пациента в
процессе получения лекарственных препаратов.
4. Информация о горячей линии и порядок лекарственного обеспечения размещается
на сайтах медицинских организаций и в местных СМИ.
5. Сотрудники горячей линии принимают заявки от пациентов на выписку рецептов
льготных и на лекарства без льгот, проверяют прикрепление граждан и передают эти
данные в регистратуру.
6. Регистратура сортирует обратившихся пациентов по лечащим врачам и доводит до
них сведения о заявке пациента. Также регистратура готовит и передает врачам
список прикрепленных к ним пациентов, подпадающих под п.1 настоящего Порядка.
7. Медицинская сестра лечащего врача отслеживает запись пациентов к лечащему
врачу, и связывается с записавшимися пациентами из группы, указанной в п.1,
уточняя, связан ли визит с выпиской лекарств. В случае подтверждения, она
договаривается о том, что лекарство может быть назначено дистанционно, о чем она
также сообщает лечащему врачу.
8. Лечащие врачи медицинских организаций составляют список пациентов из числа
прикрепленных к ним граждан согласно п.1, нуждающихся в лекарствах, и график их
обеспечения, и передают эти данные ответственному лицу своей организации.
Лечащие врачи оценивают поступающие на горячую линию запросы от пациентов, при
необходимости связываются с пациентами дистанционным способом, уточняют и делают
назначения, заносят его в медицинские карты и передают сведения о назначении
ответственному лицу.
9. Ответственное лицо формирует план лекарственного обеспечения так, чтобы по
поступающим обращениям пациенты могли получить льготные лекарства не позднее 5
рабочих дней с момента обращения, а по назначениям врачей по мере необходимости.
Рецепты на лекарства без льгот или льготные с 50% скидкой должны доставляться
пациентам в течение 2 рабочих дней после поступления обращения пациента.
10. Ответственное лицо обеспечивает выписку льготных и не льготных рецептов на
основании поступивших от врачей заявок.
11. По льготным рецептам доставка на дом лекарств организуется ответственным
лицом с привлечением курьеров, включая волонтеров. При отсутствии льгот на дом
гражданина из числа лиц, указанных в п.1, доставляется рецепт на лекарство.
12. Лица, получающие лекарства для доставки, несут материальную ответственность
за них, о чем они делают запись в специальном журнале учета выдачи лекарств, где
также делают отметку после доставки.
13. Горячая линия проверяет факт доставки лекарств и рецептов и сообщает об этом
ответственному лицу.
14. Волонтерам, доставляющим рецепты без льгот или с 50-ти процентной скидкой,
рекомендуется обеспечить доставку сначала рецепта, а потом, получив от пациента
необходимые на лекарство деньги, и сами лекарства. Волонтеры несут личную
ответственность за полученные деньги и лекарства.
15. Ответственное лицо формирует отчеты о дистанционном лекарственном
обеспечении и представляет их главному врачу медицинской организации.
16. В субъекте Российской Федерации создается горячая линия, информирующая
граждан о порядке лекарственного обеспечения в медицинских организациях субъекта
РФ и номерах горячих линий в медицинских организациях субъекта.