ФОМС: требования результатов анализов на COVID-19 при оказании медицинской помощи недопустимы
Требования результатов тестов на COVID-19 для оказания медицинской помощи, в том числе и для госпитализации пациентов с хроническими заболеваниями, являются необоснованными, а отказы в оказании медицинской помощи без результатов этого анализа – недопустимыми.
Об этом сообщили в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования,
прокомментировав информацию Всероссийского союза пациентов об участившихся
случаях отказа гражданам с хроническими заболеваниями в госпитализации по
причине отсутствия у них результатов анализов на наличие COVID-19.
Некоторые медицинские организации пытаются требовать от пациентов справки о
наличии отрицательных результатов тестов на COVID-19 при оказании плановой
медицинской помощи. В том числе, и при плановой госпитализации. По информации
Всероссийского союза пациентов, в ряде регионов гражданам предлагают сдать тест
на COVID-19 только на платной основе, объясняя это тем, что пациент не входит в
группу риска или не имеет симптомов острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ),
поэтому исследование не покрывается территориальной программой государственных
гарантий.
В Федеральном фонде ОМС поясняют, что такие требования медицинских организаций
недопустимы.
«Требование наличия результатов лабораторных исследований на наличие новой
коронавирусной инфекции COVID-19 при оказании медицинских услуг по обязательному
медицинскому страхованию является нарушением, классифицируется как
необоснованный отказ застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в
соответствии с территориальной программой обязательного медицинского
страхования», - подчеркивает председатель ФОМС Елена Чернякова.
В ФОМС поясняют, что нормативными документами, в частности, временным порядком
организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по
профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции,
утвержденным приказом Минздрава России, а также временными методическими
рекомендациями «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)» требование о наличии результатов лабораторных исследований
на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 для плановой госпитализации
пациента не установлено.
В связи с этим ФОМС требует от территориальных фондов обязательного медицинского
страхования усилить контроль за недопущением необоснованных отказов
застрахованным лицам в оказании медицинской помощи по территориальным программам
обязательного медицинского страхования.
ФОМС обращает внимание, что лечение пациентов с онкозаболеваниями, болезнями
сердечно-сосудистой и эндокринной системы, а также находящихся на заместительной
почечной терапии (диализ) проводится в полном объеме. Невзирая на то, что
ситуация в связи с эпидемией сложная, ряд медицинских организаций
перепрофилируется в инфекционные стационары, а некоторые могут быть закрыты на
карантин. В связи с эпидемиологической обстановкой было временно приостановлено
проведение только профилактических мероприятий в части диспансеризации.
«Возможен только перенос плановых видов медпомощи в тех случаях, когда это
позволяет состояние пациента. Если требуются медицинские манипуляции, без
которых возникнет угроза жизни и здоровью больного, то они должны быть
выполнены, – подчеркивает вице-президент Всероссийского союза страховщиков
Дмитрий Кузнецов. Однако пациентам необходимо знать, что в рамках ОМС плановая
госпитализация, а также ряд инструментальных и лабораторных исследований
(компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, УЗИ
сердечно-сосудистой системы и пр.) проводится исключительно при наличии
направления, выданного лечащим врачом медицинской организации, к которой пациент
прикреплен. Если эти условия соблюдены, а пациенту пытаются отказать в
необходимой медицинской помощи, необходимо незамедлительно обращаться в
страховую медицинскую организацию (СМО)»
На практике, безусловно, могут возникать те или иные сложности. «На фоне
перепрофилирования больниц для спасения пациентов с коронавирусом где-то могут
возникать сложности с получением медицинской помощи. Но со временем
маршрутизация больных разных профилей отлаживается. Колл-центры у всех страховых
медицинских организаций работают в круглосуточном режиме, а страховые
представители по-прежнему оказывают не только консультативную, но и
организационную поддержку, помогая найти вариант, куда направить больного для
лечения», - поясняет Дмитрий Кузнецов.
«Важность оперативного реагирования ФОМС на обращение пациентской организации в
сложившейся в сфере здравоохранения ситуации сложно переоценить. От слаженного
взаимодействия ФОМС, медицинского сообщества, страховых медицинских и
пациентских организаций часто зависит доступность и качество медицинской помощи,
жизнь и здоровье пациентов. ВСП продолжает анализировать ситуацию с доступностью
медицинской помощи и обращения пациентов, поступающие на нашу Горячую линию», -
отметил Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза пациентов.
«С 2019 года ВСП и ФОМС взаимодействуют в рамках Меморандума о сотрудничестве.
Идет синхронизация работы информационных служб и служб реагирования.
Представители Союза в качестве экспертов работают в составе координационного
совета ФОМС, проведены первые школы по обучению представителей пациентских
организаций работе со страховыми компаниями в регионах. Сейчас мы видим, что был
взят правильный курс и необходимо дальнейшее расширение взаимодействия как с
территориальными фондами, так и с медицинскими страховыми организациями», -
подчеркивает Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов.
Страховые медицинские организации разбираются с каждым случаем нарушения прав
пациентов в медорганизациях. И если у пациента есть подозрения, что его права
нарушены, то звонок в СМО поможет решить проблему.
Пациента не только проконсультируют, но и при необходимости помогут решить
вопрос о госпитализации.
Для того, чтобы связаться со своей страховой компанией надо посмотреть на своем
медицинском полисе ОМС, в какой страховой компании вы застрахованы. Возможно,
там сразу будет указан телефон, куда обратиться с вопросами. Если телефон на
полисе не указан, то телефон колл-центра можно узнать на сайте страховой
компании.
Необходимо позвонить по телефону контакт-центра и изложить проблему.
После вашего звонка страховой представитель свяжется с медицинской
организацией или с соответствующим органом управления здравоохранением для
решения вашей проблемы.
«Любая проблема должна решаться обращением в страховую медицинскую
организацию. Наша задача состоит в том, чтобы в условиях эпидемии гарантировать
всем пациентам, всем застрахованным право на доступную и качественную
медицинскую помощь. Пациента не только проконсультируют, но и при необходимости
помогут решить вопрос о госпитализации», - подчеркивает вице-президент
Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.