Эксперты НИУ ВШЭ: «Эпидемия коронавируса не должна стать предлогом для бездумного и поспешного демонтажа системы ОМС»
К такому выводу пришли ученые НИУ ВШЭ, проведя сравнительный анализ реагирования различных систем здравоохранения на пандемию COVID-19, в частности – России и других стран с развитыми системами здравоохранения.
Международный опыт и российская практика представлены во втором еженедельном
«Аналитическом бюллетене НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях
коронавируса в России и в мире», составленном при участии специалистов Центра
политики в сфере здравоохранения – В.В.Власова, С.В.Сажиной, И.М.Шеймана,
С.В.Шишкина.
Вузовские ученые обратили внимание на одну из ключевых проблем всех
национальных систем здравоохранения - поиск баланса между расширением ресурсной
базы для борьбы с COVID-19 и обеспечением плановой терапии. В Италии плановое
лечение было отложено практически полностью, а в Германии и США ограничились
рекомендациями по замораживанию некритичных видов помощи. Увеличение же числа
коек рассматривалось в европейских системах здравоохранения в качестве
инструмента адаптации к условиям пандемии и создания резервного фонда на случай
повторения аналогичных эпидемий. Даже в Великобритании, где оснащение койками
традиционно ниже, чем в других европейских странах, расширение стационаров
рассматривалось как временная мера.
Возникшие дополнительные расходы на здравоохранение в связи с борьбой с
COVID-19 в европейских странах варьировались от 1,2% в Швеции до 27,2% в Литве.
Медианное значение по Европе составили 3%. В России дополнительные бюджетные
расходы на мероприятия по борьбе с коронавирусом достигли 92,7 млрд. руб. С
учетом поправок экономических расчетов доля российских расходов составила 2,9%,
что сопоставимо с еврпейскими показателями.
В странах, где как и в Россия сложилась страховая модель медицины, произошли
изменения способов оплаты работы лечебных учреждений. В частности, состоялся
переход от постоплаты к авансовым платежам и другим инструментам, сходным с
механизмами бюджетного финансирования. Однако эти меры воспринимаются в качестве
временных и экстренных. В странах со страховой медициной вопрос о сломе
действующей модели не ставится.
«Эпидемия коронавируса не должна стать предлогом для бездумного и поспешного
демонтажа российской системы обязательного медицинского страхования.
Мобилизовать необходимые финансовые ресурсы и обеспечить эффективное
финансирование медицинских организаций, как занятых оказанием медицинской помощи
больным инфекционными заболеваниями, так и сокращающих по необходимости в
условиях эпидемии объемы помощи другим пациентам, можно и в системе ОМС, о чем
свидетельствует успешный опыт борьбы с COVID-19 в Германии и Нидерландах», -
сообщается в бюллетене.
«Российский и мировой опыт функционирования страховой медицины показал, что
система ОМС работает эффективно и обладает высоким адаптивным потенциалом. А
призывы к переходу на бюджетную модель являются обычным популизмом. Более того,
история с затянувшимися выплатами для медперсонала, работающего с зараженным
коронавирусом, доказывает - бюджетная схема требует постоянного внимания со
стороны президента России», - подчеркивает вице-президент Всероссийского союза
страховщиков Дмитрий Кузнецов, - «Популизм только отвлекает от решения реальных
проблем охраны здоровья граждан. В частности, одна из таких проблем –
своевременная отчетность медицинских учреждений по авансовым платежам,
приведение их в соответствие с оказанной медицинской помощью. Из сложившейся
ситуации система здравоохранения должна выйти финансово сбалансированной».
На сегодняшний день в России, как и во многих других странах, структура
медицинской помощи в условиях эпидемии COVID-19 находится еще в стадии
формирования и не стабилизировалась. Делать выводы о радикальном сломе той или
иной системы здравоохранения в кризисных условиях безответственно. Необходимо
предпринимать взвешенные и избирательные меры, не разрушающие эффективно
работающую модель страховой медицины.