«Приходите осенью». Истории трёх пациентов, получавших плановую медицинскую помощь во время пандемии коронавируса
Борьба с COVID-19 – важнейшее направление в российском здравоохранении сегодня. Но с распространением вируса люди не перестали болеть другими заболеваниями – а вот получить медицинскую помощь, не связанную с коронавирусом, иногда оказывается трудно. Мы поговорили с тремя пациентами, обратившимися за плановой помощью во время пандемии, – а также с экспертом страховой медицинской организации, в которой они застрахованы, – чтобы разобраться, как правильно действовать в подобных обстоятельствах.
Владимир, 66 лет, Тверь
Диагноз – грыжа межпозвоночного диска
– Недавно мне сделали операцию - заменили тазобедренный сустав. После этого у
меня появилась боль в нижней части спины. Я решил, мне неправильно поставили
сустав, и собирался к врачу. Сначала думал дождаться конца карантина, но две
недели назад стало совсем плохо: я почти перестал ходить. Пришлось срочно
обратиться в поликлинику. Там меня посмотрели и дали направление на КТ
(компьютерную томографию – прим.ред.) и на госпитализацию.
Но лечь в больницу мне не удалось. Оказалось, сделать КТ невозможно из-за
большой очереди из коронавирусных больных, а для госпитализации нужно предъявить
результат анализа на COVID-19. При этом, мое состояние достаточно быстро
ухудшалось. Меня буквально охватила паника и казалось, что выхода просто нет.
Через пару дней ко мне с очередным визитом пришел волонтер, они сейчас посещают
многих пенсионеров, и посоветовал обратиться в страховую по ОМС. Я позвонил им
на «горячую линию» – и наконец мне помогли. Страховой представитель, который
взялся за мой случай, смог назначить мне осмотр у профессора, заведующего
неврологическим отделением. И выяснилось, что сустав у меня в норме и все
проблемы из-за грыжи межпозвоночного диска, а то, что у меня нет результатов
анализа на коронавирус – вовсе не причина для отказа в госпитализации. Довольно
быстро мне организовали госпитализацию в стационар – там сделали КТ, подтвердили
диагноз и через несколько дней сделают операцию. Не ожидал, что страховая мне
так поможет, спасибо страховому представителю за профессиональную помощь и
личное участие.
Михаил, 41 год, Тюмень
Диагноз – инфекция COVID-19 на фоне хронической почечной недостаточности
– В начале марта я вернулся из заграничной командировки в Германию. Тогда ещё
случаев заболевания было совсем мало и о самоизоляции, а тем более карантине
никакой речи не шло. Симптомы коронавируса появились неожиданно. Тем более, что
они проявились не сразу: сначала я думал, что просто простудился, но, когда
пропало обоняние, забеспокоился.
Потом начался кашель и поднялась температура, и меня на скорой помощи отвезли в
инфекционное отделение. Начали давать антибиотики и иммуномодуляторы. Состояние
было хорошее и прогноз благоприятный. Но у меня хроническая почечная
недостаточность. Раз в два месяца я ложусь в больницу на гемодиализ, а в
инфекционном отделении оборудования для этого, естественно, не предусмотрено.
То ли из-за состояния почек, то ли из-за вируса у меня началась сильная
слабость, состояние стало ухудшаться. В итоге моя супруга обратилась в
страховую, которая выдала мне полис ОМС, и нашим вопросом занялся страховой
представитель. Он очень помог. Мне привезли аппарат для гемодиализа из другого
отделения и провели жизненно важную процедуру прямо в инфекционной палате, без
нарушения карантина. Сейчас я уже дома, восстанавливаюсь после вируса.
Анна, 38 лет, Брянская область
Диагноз – рак молочной железы
– Самое главное в случае с онкологией – это начать лечиться как можно быстрее.
Чтобы сделать химиотерапию по ОМС, нужно получить направление от онколога, а
онколог его не может выдать, пока не собраны все анализы…
Около месяца назад у меня стали подозревать рак груди, для уточнения диагноза
потребовались дополнительные анализы и исследования. Но из-за коронавируса
никуда не получалось попасть - почти все больницы переоборудованы под
инфекционные и ориентированы на пациентов с COVID-19. Я пыталась записаться на
МРТ, но мне предложили прийти только осенью, когда ситуация стабилизируется. Но
осень – это совсем поздно для меня, исследование нужно было провести срочно.
Я стала искать способы ускорить процесс. Посмотрела в интернете, куда
обратиться, если отказывают в диагностике, – выяснила, что нужно звонить в свою
страховую медицинскую организацию. Я выбрала второе, и мне очень помогли.
Страховой представитель сам связался с поликлиникой, мне помогли сдать все
нужные анализы и записаться на МРТ. Онколог уже выдал направление на лечение. К
счастью, оно начнется вовремя.
По словам Елены Юрьевны Большаковой, руководителя направления страховых
представителей Дирекции медицинской экспертизы «АльфаСтрахование-ОМС», истории
этих пациентов – не единичные случаи: в компанию регулярно поступают вопросы о
получении плановой медицинской помощи во время коронавирусной инфекции. Мы
знаем, что многие переживают по поводу возможных трудностей при получении
медицинской помощи и хотим, чтобы вы были «вооружены». Если вы страдаете
хроническим заболеванием, помните о том, что несмотря на пандемию у вас
по-прежнему есть право на необходимое лечение:
Плановая медицинская помощь по направлению врача по-прежнему показана всем
жителям России. В приоритете – пациенты с онкологическими, сердечно-сосудистыми,
эндокринологическими заболеваниями и те, кто находится на заместительной
почечной терапии (диализе).
Помощь должна предоставляться в условиях: круглосуточного стационара, дневного
стационара и в амбулаторно-поликлинических условиях, в том числе при проведении
инструментальных (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, УЗИ
сердца и сосудов) и лабораторных исследований.
Изменился порядок выдачи направлений на госпитализацию. Теперь направление может
выдать как врач, оказывающий первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных
условиях, так и региональный орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья
(Министерство здравоохранения или Департамент здравоохранения).
Временно приостановлены только профилактические осмотры и диспансеризация
(согласно распоряжению Правительства РФ № 710-р от 21.03.2020). Однако сейчас в
разных регионах страны оказание некоторых видов профилактической помощи
постепенно возобновляется.
Если вы столкнулись с вопросами в организации медицинской помощи или ваши права
в сфере ОМС нарушены, обращайтесь к страховым представителям по телефону горячей
линии.
Будьте здоровы!