Контрреформа здравоохранения: что может измениться в системе ОМС
Как пишет издание iz.ru, в российском здравоохранении готовятся революционные изменения. Это следует из законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который есть в распоряжении «Известий».
Источники сообщают, что проект подготовлен в Федеральном фонде обязательного
медицинского страхования (ФОМС) и в ближайшее время будет внесен в Госдуму.
Предлагаемые новации существенно меняют конфигурацию ОМС в сторону
сметно-распределительной системы, что идет вразрез с развивавшейся в стране
страховой моделью.
Одним из ключевых пунктов реформы предполагается выделение в отдельную
категорию федеральных медицинских организаций. Для них предусматривается прямое
финансирование Фондом ОМС, минуя страховые медицинские организации. Таким
образом, в ведении страховых компаний остаются лишь региональные медучреждения.
Это будет означать не только изменение формата финансирования, но и
фактический вывод больниц федерального подчинения из-под независимого контроля
страховых медицинских организаций. Что, в свою очередь, ограничит возможности
получения медицинской помощи в медучреждениях по выбору застрахованного.
Как считает сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев, данные
нововведения нарушают права обращающихся за медицинской помощью
— Плохо, если этот законопроект действительно внесут в Госдуму, не
посоветовавшись ни с кем. Подобные инициативы надо рассматривать в диалоге с
экспертным сообществом, включая, конечно, и пациентские организации. Страховая
модель предполагает ответственность страховщика за качество медицинской помощи,
которую получает застрахованный, а равенство медучреждений гарантировано правом
свободного выбора для пациента медицинской организации. Любые изменения в
вышеуказанных принципах могут привести к нарушению прав российских пациентов.
По его мнению, выведение федеральных медучреждений в отдельную группу,
которую не смогут проверять страховые медицинские организации, может обесценить
труд последних лет по развитию независимой экспертизы и созданию сети страховых
представителей.
— Фактически они превратятся в отношении федеральных медучреждений в большой
call-центр или справочную без возможности повлиять на ситуацию в случае
нарушения прав пациентов.
Что касается страховых организаций, то их также ожидает двукратное снижение
финансирования: норматив расходов на ведение дел снижается от 0,5% до 1% от
объема поступающих целевых средств ОМС (сейчас норматив от 1% до 2%, но по факту
не превышает 1% в целом по РФ). Помимо этого, страховщикам вводятся
дополнительные штрафы, притом что их возможности по контролю за качеством
медицинской помощи и эффективностью расходования финансовых средств медицинскими
учреждениями значительно урезаются.
Директор Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Сергей Шишкин отметил
важность страховщиков как независимых структур в системе здравоохранения.
— Страховые медицинские организации — это единственное независимое звено в
системе здравоохранения, которое находится на одной стороне с пациентом и
призвано защищать его права. Потому что у страховой медицинской организации есть
финансовая заинтересованность в том, чтобы пациенту была оказана качественная
медицинская помощь.
По словам эксперта, очередное снижение нормативов расходов на ведение дела
фактически ведет к устранению этого независимого звена.
— Если обратиться к опыту зарубежных стран, в которых действует схожая модель
обязательного медицинского страхования, например Нидерландов, то везде роль
страховых организаций достаточно высока, выше, чем в России.
Например, они могут влиять на объем медицинских услуг, который заказывается у
того или иного лечебного учреждения. Чем выше удовлетворенность застрахованного,
тем больше пациентов будет направлено в эту больницу. Таким образом страховые
медицинские организации стимулируют лечебные учреждения повышать качество
оказываемых услуг. В России они, к сожалению, лишены возможности влиять на
финансирование. Мы же идем не тем путем, которым, как мне кажется, следовало бы
идти.
Из текста законопроекта напрямую следует, что «Федеральный фонд [ОМС]
осуществляет отдельные полномочия страховщика», в том числе предъявляет
требования медицинской организации в интересах застрахованного, осуществляет
контроль объемов, срока и качества медицинской помощи, ведет собственный
федеральный реестр экспертов качества медицинской помощи и так далее. Фактически
ФОМС присваивает себе функцию, которую, согласно логике развития страховых
принципов, государство стремилось вывести в сферу контроля независимых игроков —
страховых организаций. Всё это напрямую противоречит конфигурации системы ОМС,
которую государство выстраивало десятилетиями, и возвращает элементы
сметно-распределительной системы.
По мнению депутата Госдумы Дениса Парфенова, новый законопроект снижает
возможности независимого контроля здравоохранения.
— Мы видим очередной этап так называемой оптимизации медицины, — считает он.
— Фонд медицинского страхования распоряжается огромными средствами, а подобные
нововведения могут сделать его работу еще менее прозрачной. По сути, чиновники
хотят в ручном режиме управлять медициной, устанавливая правила и контролируя
сами себя.
Что станет с теми средствами, которые будут переданы в распоряжение
федеральных медицинских организаций? Потратят ли они эти деньги на больницы или
на строительство роскошных офисов, чем, например, грешил в свое время Пенсионный
фонд? Вопрос, я полагаю, риторический.
Напомним, что президент России Владимир Путин неоднократно выступал против
отхода от страховых принципов организации здравоохранения. «Если мы сейчас
начнем ликвидировать страховые формы медицины, мы вообще перейдем к полному
хаосу в этой сфере», — заявлял глава государства на встрече с членами Совета
законодателей при Федеральном собрании в апреле 2018 года.
Это не первая попытка пересмотреть сложившуюся в Россию страховую модель
здравоохранения за последние годы. СМИ уже писали о том, что ФОМС планирует
внедрить новую государственную информационную систему (ГИС) ОМС, которая
предполагает полностью электронный документооборот между Минздравом РФ,
территориальными фондами, страховыми медорганизациями и клиниками. Напрямую
основы системы она не затрагивает, но очевидно, что часть функций страховщиков
предполагается заменить цифровыми сервисами. Нынешнюю же контрреформу можно
назвать самой радикальной.
В ФОМС не смогли оперативно ответить на вопросы «Известий».