Дата публикации: 27-11-2023 Раздел: Медицинское страхование
Страховщики предлагают расширить права пациентов в действующем законе об ОМС
Необходимая правовая и страховая защита в системе оказания медицинской помощи должна быть обеспечена и пациентам, и медицинским работникам. Об этом говорили участники Круглого стола «Институт защиты прав пациента: новые подходы и инструменты», который прошёл на площадке XIV Всероссийского конгресса пациентов.
Страховщики считают целесообразным внесение изменений в законодательство,
которые бы наравне с механизмами защиты прав пациента предусматривали и
страхование рисков медицинского работника в процессе оказания медпомощи, а также
определили границы материального возмещения ущерба при наличии выявленных
нарушений в нем.
«Медицина – это достаточно рисковая область деятельности. И закон,
предполагающий страхование ответственности врача, в том числе тогда, когда он
оказывает экстренную медицинскую помощь и риск ошибки достаточно велик, - просто
необходим», - такую позицию озвучила Людмила Романенко, эксперт рабочей группы
по организации ОМС Всероссийского союза страховщиков.
В то же время, как выяснили эксперты исследовательского центра «Социальная
механика» в ходе общероссийского комплексного социологического исследования
«Оценка доступности и качества медицинских услуг по полису ОМС в РФ в 2023
году», большинство пациентов знают, куда обращаться, когда их права нарушаются.
Страховая компания является второй по приоритетности инстанцией, куда граждане
обращаются тогда, когда их что-то не устраивает в медицинском обслуживании. Так
ответили почти 30 % респондентов. Чуть больше – 34 % пациентов идут к
руководству медицинской организации. Другие инстанции для защиты своих прав
пациенты рекомендуют заметно реже (от 2,7% до 21,5%).
Процент информированных о компетенциях СМО продолжает расти – в 2023 году
прирост составил 5 п.п. (с 77% в 2022 году до 82% - в нынешнем).
В целом же по большинству исследуемых параметров показатели за 2 последних года
существенно не изменились. Около 40% пациентов положительно воспринимают
качество медицинской помощи, которую они получали в 2023 году по полису ОМС.
Ситуация, по словам экспертов, держится на стабильно среднем уровне. Оценивая
лояльность пациентов к коммерческой медицине, аналитики выяснили, что только 4 %
респондентов ни за что бы не обратились к медикам за платными медуслугами (в
2022 году этот показатель составлял 4,5%).
«Отношение к платным медицинских услугам – это косвенный показатель того,
насколько пациенты удовлетворены медицинской помощью по ОМС. Потому что люди
идут в платную медицину, когда их что-то не устраивает в бесплатной. И мы
выяснили, что граждане обращаются к платной медицине в условиях срочности, когда
необходимо быстро получить медпомощь (22 %), а также из-за квалификации
медицинских специалистов. И тогда, когда требуется получить медуслуги, которых
нет в перечне видов программы госгарантий (20%)», - рассказала Татьяна Фомина,
заместитель директора Центра социальных технологий и исследований «Социальная
механика».
Председатель рабочей группы по методологии экспертизы качества медицинской
помощи в системе ОМС Всероссийского союза страховщиков, профессор Алексей
Старченко в своем выступлении проанализировал основные дефекты, которые
допускают медицинские учреждения при оказании медпомощи пациентам с раковыми
заболеваниями – основной фокус-группы для приоритетного сопровождения страховыми
представителями. Правильно выбранные методика и режим введения противоопухолевых
препаратов часто определяют успех лекарственной терапии. В то же время удлинение
интервалов между курсами лечения является серьезной ошибкой, приводящей порой к
необратимым последствиям для пациента.
Эксперт рассказал о том, что медицинские учреждения часто не соблюдают сроки
начала очередного цикла химио- и таргетной терапии без объективных медицинских
причин. Такая ситуация, по словам Алексея Старченко, опасна рисками упустить
драгоценное время и спровоцировать рецидив. Если медучреждение откладывает
проведение очередного цикла химиотерапии пациенту необходимо обратиться в
страховую компанию, которая поможет восстановить лечение.
«Если пациенту предлагается смещение цикла химиотерапии, нельзя на это
соглашаться. Почему? Терапия приостанавливается и возникает лекарственная
опухолерезистентность. А если интервал увеличивается больше положенного, то
опухоль начинает расти. И наши пациенты должны быть проинформированы о таких
последствиях», - сказал Алексей Старченко.
В то же время эксперт обратил внимание на благоприятную тенденцию к снижению
нарушений при оказании медицинской помощи онкопациентам в 2023 году. Из 2,7 млн.
случаев, по которым были проведены экспертные мероприятия, дефекты выявлены в
7,7 %. В 2021 году – из 2,5 млн. проведенных экспертиз нарушения нашли в 8,7 %
случаев оказанной онкопомощи.
Эксперт-методолог Всероссийского союза страховщиков, к.м.н. Сергей Шкитин
отметил, что страховые компании при сопровождении пациентов с болезнями системы
кровообращения (БСК) создают условия для снижения частоты тяжелых осложнений.
Это достигается путем отслеживания страховыми представителями получения
пациентами медикаментозной терапии и правильности их маршрутизации с целью
проведения ангиографии.
Помимо этого, страховая компания изучает истории обращений пациентов с
начальными признаками атеросклеротической болезни сердца, выявляя предикторы
тяжёлого течения еще не случившегося инфаркта миокарда. В фокусе внимания
оказываются больные с атеросклерозом, не получающие должного лечения
дислипидемий, артериальной гипертензии и сердечной недостаточности.
Эксперт указал на наличие проблем с преемственностью кардиологической помощи в
регионах как в отношении острого коронарного синдрома (непрофильные
госпитализации), так и в отношении больных, нуждающихся в длительном
диспансерном наблюдении (амбулаторном лечении и направлении на плановую
ангиографию).
"Информационное сопровождение застрахованных и взаимодействие с медицинскими
организациями на всех уровнях оказания медпомощи– важный функционал страховых
представителей, направленный на то, чтобы ни со стороны пациента, ни со стороны
медицинского работника не была допущена фатальная ошибка – необоснованный отказ
от проведения необходимого лечения кардиологической патологии, – пояснил Сергей
Шкитин, - такой отказ может быть обусловлен недостаточной информированностью
пациента о важности хирургического лечения или, напротив, при нарушениях
диагностики, региональных порядков маршрутизации, или при недостатке выделенных
тарифной комиссией объемов такой помощи. Одна из ключевых задач службы страховых
представителей – выяснить причины нарушений, чтобы прервать негативный вектор
развития патологического процесса у конкретного пациента и достичь наилучших
показателей Федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»"
По словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков Дмитрия Кузнецова,
страховые компании – это универсальный инструмент, который используется как
пациентом для защиты его прав, так и государством в качестве индикатора в
вопросах, касающихся сферы охраны здоровья. Они непременно отразят все болевые
точки – там, где требуется приложить усилия для исправления ситуации. Погружение
страховых принципов в существующую модель ОМС должно продолжаться с целью
достижения результатов, обозначенных руководством страны.
Источник: |
|