Конкуренция в медицинской отрасли увеличивается с каждым годом - по мнению аналитиков, ежегодный рост рынка коммерческой медицины составляет около 10%, исключение составил только 2020 год из-за влияния пандемии на экономику страны в целом, и сегмент медицинских услуг в частности.
В текущих условиях медицинский маркетинг становится одним из наиболее
перспективных направлений развития, который способствует привлечению пациентов,
формированию позитивного имиджа медцентра и врачей. Однако, согласно
исследованию Академии постдипломного образования ФНКЦ ФМБА России в
2020-2021г.г. большинство руководителей государственных и частных клиник
экономили на продвижении, отказываясь от формирования полноценного
маркетингового департамента.
По прогнозам аналитиков, объем рынка коммерческой медицины уже к 2025 году
превысит триллион рублей. Ежегодно появляются новые медицинские организации,
активно разрастаются федеральные сети коммерческих клиник. Уже к концу 2020 года
в РФ насчитывалось более 3000 сетевых частных медицинских организаций. При этом,
многие крупные коммерческие клиники работают не только в системе ДМС и платных
услуг, но и в системе ОМС, предоставляя бесплатную медицинскую помощь с высоким
уровнем сервиса. В результате государственным медорганизациям приходится
конкурировать с частными клиниками не только за объем рынка платных услуг, но и
за пациентов, получающих помощь по программе госгарантий.
Таким образом, существенное конкурентное преимущество получают компании,
инвестирующие в продвижение собственных услуг. Маркетинг — это мощнейший
инструмент для повышения узнаваемости медицинской организации. Медицинский
маркетинг позволяет не только привлекать новых пациентов в клинику, но и
обеспечивает устойчивую связь с теми, кто, итак, лоялен к организации, развивает
сервисную составляющую медицинских услуг, помогает своевременно выявлять
потребности аудитории и анализировать, и реагировать на возникающий негатив.
Чтобы правильно выстроить маркетинговую стратегию, главному врачу клиники
необходимо не только нанять штат специалистов, но и самому разобраться в основах
маркетинга. Получить необходимые базовые знания можно в рамках курса Академии
постдипломного образования «Медицинский менеджмент», разработанного специально
для руководителей государственных и частных клиник.
«Без инвестирования в маркетинг у медицинской организации нет шансов
развиваться и составлять конкуренцию брендам, которые у всех «на слуху». Для
примера, мы проводили среди слушателей курса медицинского менеджмента - главных
врачей государственных и частных медицинских организаций - опрос о том,
сформирован ли у них отдел маркетинга. В результате выяснилось, что функции
маркетологов в большинстве клиник выполняют другие специалисты. Так, в 98% прайс
составляет заместитель главного врача по медицинской части, а сайт клиники в 70%
ведет системный администратор. Социальные сети ведут лишь 2% организаций, а с
негативными отзывами работают исключительно в форме ответов на жалобы,
поступающие непосредственно руководству медучреждения. Курс Академии
постдипломного образования помогает руководителю понять, какие задачи можно и
нужно передать маркетологам, какой минимальный бюджет для этого необходим, и как
оценивать эффективность работы данного подразделения», - отметила Екатерина
Головачук, руководитель службы маркетинга ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, старший
преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии
постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России.