Отдельно разрабатываются показатели и их индикаторы, отражающие
эффективность деятельности немедицинского персонала (бухгалтерия,
планово-экономический отдел, кадры, отдел снабжения и пр.).
Составными этапами методики комплексной оценки эффективности
деятельности системы здравоохранения являются:
1. Сбор и анализ исходной информации о деятельности системы
здравоохранения и медицинских организаций за оцениваемый период времени.
2. Обоснование системы целевых показателей для рейтинговой оценки,
их классификация, расчет итогового показателя рейтинговой оценки системы
здравоохранения и медицинских организаций.
3. Ранжирование систем здравоохранения и медицинских организаций по
рейтингу.
Иерархию моделей конечных результатов (МКР) деятельности системы
здравоохранения на уровне субъекта федерации и медицинских организаций можно
представить следующим образом (рис. 2).
Из рисунка следует, что в соответствии со ст. 33-36 Федерального
закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» выделяются четыре вида медицинской помощи: первичная
медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная,
медицинская помощь, скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская
помощь и паллиативная помощь.
Рис. 2. Иерархия моделей конечных результатов (МКР)
деятельности системы здравоохранения на уровне субъекта федерации и медицинских
организаций
Данные виды помощи оказываются медицинскими работниками
соответствующих структурных подразделений в различного рода стационарных и
амбулаторно-поликлинических учреждениях в соответствии с их номенклатурой.
Соответственно каждый элемент МКР содержит набор показателей качества и
доступности медицинской помощи и их индикаторов, отражаемых в ПГГ, положениях о
медицинской организации, структурных подразделениях и должностных инструкциях.
Все показатели оценки эффективности деятельности системы
здравоохранения можно разделить на три стандарта [9]:
- стандарт общественной эффективности здравоохранения
– показатели
отражают эффективность здравоохранения для общества, его медицинскую
результативность;
- стандарт ресурсного обеспечения медицинской помощи
– показатели
отражают ресурсное обеспечение системы здравоохранения всех уровней и
медицинской организации в части обеспеченности, состояния и их эффективного
использования;
- стандарт доступности и качества медицинской помощи
– показатели
отражают доступность и качество медицинской помощи.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 г. N
323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
1. Организацией оказания медицинской помощи по принципу
приближенности к месту жительства, месту работы или обучения.
2. Наличием необходимого количества медицинских работников и
уровнем их квалификации.
3. Возможностью выбора медицинской организации и врача.
4. Применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов
медицинской помощи.
5. Предоставлением медицинской организации гарантированного объема
медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
6. Установлением в соответствии с законодательством Российской
Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной
системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов
инфраструктуры в сфере здравоохранения, исходя из потребностей населения.
7. Транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп
населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными
возможностями передвижения.
8. Возможностью беспрепятственного и бесплатного использования
медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки
пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и
здоровью.
Вместе с тем в рамках изложенных принципов нет ясности как их
использовать в практической деятельности врача и медицинской организации.
Отсутствует нормативное правовое определение таких понятий как «принцип
приближенности», «необходимое количество медицинских работников и уровень их
квалификации», «требования к размещению медицинских организаций, исходя из
потребностей населения» и пр. Также отсутствуют показатели, по которым можно
оценить использование данных принципов и их измерители.
Весьма наглядным в этом случае является заключение Федеральной
антимонопольной службы (ФАС).
ФАС отмечает, что в соответствии с пунктом 4 протокола совещания у
Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от
02.07.2014 № ОГ-П12-180пр ФАС России было поручено осуществить проверку
соблюдения Росздравнадзором и его территориальными органами требований
антимонопольного законодательства при реализации ими своих полномочий в вопросах
государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Установлено, что программа ОМС (как базовая, так и территориальные)
содержат критерии качества, но они носят общий характер и трудно применимы для
определения качества оказания медицинской помощи как в конкретной клинике, у
конкретного врача, так и конкретному пациенту. По мнению ФАС, это, скорее,
статистические данные, применяемые для оценки эффективности реализации программы
госгарантий и составления аналитических отчетов. Они не являются прямыми
индикаторами качества медицинской помощи, оказанной пациенту, по результатам
проверки которых контрольный орган может выдать соответствующий акт реагирования
конкретной клинике или врачу.
В целом ФАС отмечает, что контроль качества и безопасности
медицинской деятельности носит формальный характер. Выборочный анализ содержания
актов проверок центрального аппарата и территориальных органов Росздравнадзора,
а также анализ законодательства свидетельствует о том, что в отсутствие
критериев качества медицинской помощи, лицензионных требований и значительного
числа порядков оказания медицинской помощи, в отсутствие административных
регламентов проверок и порядков проведения соответствующих экспертиз
деятельность Росздравнадзора не приводит к достижению целей, которые ставятся
перед медицинским надзором в части государственного контроля качества и
безопасности медицинской деятельности.
В Хабаровском крае на 2015 год модель конечных результатов
интегральной оценки эффективности системы здравоохранения региона по перечню
показателей полностью соответствует Постановлению Правительства РФ от 18.10.2013
г.