НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВЬЯ
Психосоматическая медицина, получившая бурное развитие в 50-х годах, в связи
с новыми исследованиями в нейропсихологии и клинической психологии получила в
свой арсенал новые значащие научные исследования, открывающие инновационные
горизонты развития этой науки и расширяющие арсенал терапевтических вмешательств
при различных расстройствах и заболеваниях. Теоретическое положение
психосоматических наук о том, что организм един, и любое соматическое
расстройство вызывает соответственно психологическое, и наоборот. Истинность
этих взаимоотношений не была доказана достаточными научными исследованиями и не
предоставляла реальных новых инструментов представителям около медицинских
профессий для активного вмешательства в структуры болезни. Было ясно, что для
дальнейшего развития психосоматических наук необходима новая теория и новые
практические инструменты.
Поэтому вмешательства психосоматиков ограничивались применением отдельных
психотерапевтических приёмов: внушением, рациональной психотерапией или
гипнозом, или отдельных фармацевтических препаратов (диазепам или амитриптилин).
Откровением стала статья доктора Mark D Sullivan из отдела психиатрии и
поведенческих наук университета Вашингтон, школы медицины в Сиэтле (12). В его
эпидемиологических исследованиях более, чем у 191 пациента было доказано, что
установленная выраженная тревожность пациентов сопровождалась 5-кратным
учащением ишемических болей, а депрессия – 3-кратным учащением этой патологии.
Это исследование вызвало ряд вопросов: что является причиной и что следствием.
Критики исследования заявляли, что выраженные сердечно-сосудистые заболевания
влекут за собой последствия в виде тревожных и депрессивных расстройств и
являются причиной, а ментальные расстройства – механическим следствием. Однако
автор путем корреляционного анализа доказал, что психосоциальные расстройства (нейротизм,
тревога, депрессия, алекситимия) однозначно учащают случаи ишемических
приступов, а сами приступы усиливают частоту ментальных расстройств. Вопрос «Что
главное: ишемия или невроз?» уперся в риторический вопрос: «Что первично: курица
или яйцо» и не имеет смысла, потому, что организм един. Однако исследования
показали, что ишемия всегда вызывает длительные психосоциальные расстройства, а
психосоциальные – менее тяжелую ишемию. По-видимому, здесь взаимоотношения
выглядят как взаимоотношения генов и поведения: гены всегда определяют
поведение, но изменения в поведении отражаются в последующем в генетическом коде
(эпигенетическое наследование). Это еще раз подтвердило теорию целостности
человека и необходимость лечить одновременно психику, мозг и сому. Лечение
тревоги, депрессии и нейротизма не только облегчает течение заболеваний, но и
урезает частоту госпитализаций, даже при хронических бронхитах, показал доктор
Jean Bourbeau из Мак-Джилл Университета Монреаля, Квибэк, Канада (13). Дополнила
эти исследования актуальная работа Kenneth Kendler из Университета Виржиния в
Ричмонде, проведенная на изучении близнецов, при котором доказана двусторонняя
связь между депрессией и ишемической болезнью сердца, где депрессия вызывала
ишемию, а ишемия – депрессию (14). При этом в отделении психиатрии Лондонского
Университета и университете Делавэра США, генетиком Rosalind Ander было
доказано, что в человеческом организме существует один всеобъемлющий носитель
генной информации, который отвечает и за развитие ума, и за здоровье. И качество
последних двух не зависит от материального положения или образа жизни, который
обозначили как «генетический фактор пригодности» (15). Аналогичные исследования
были проведены на примерах артрита, астмы, и диабета (16).
Таким образом, суммарная логика этих исследователей подтвердила эмпирическую
мысль ранних предположений, что надо одновременно лечить тело (сому), разум и
душу (Body, Spirit and Mind). Но как это сделать? Какими путями идти дальше? Как
разумно интегрировать одно в другое, не нарушая баланса организма? Использовать
по отдельности терапевтические, социальные и психологические вмешательства или
искать новые, интегрированные формы терапии?
Попыткой разрешения этого сложнейшего вопроса явилась научно-информационая
компания «Natural Standards” (http://www.naturalstandard.com/), пробующая
выявить с научных и доказательных позиций все возможные методы коррекции и
лечения различных болезней и множественных расстройств. Например, они показали,
что лечение алкоголизма йогой и витамином В1 может оказаться более эффективными,
чем традиционная медицина. Это обусловлено новой всеобъемлющей теорией
биопсихосоциальных причин болезней (17), согласно которой в развитии любой
болезни (например, ангина в детском саду) играют ведущую роль не только
биологические, но также социальные и психологические факторы. Частота ангины в
детском саду может быть обусловлена ослабленным иммунитетом (биофактор), но и
высокой концентрацией болезнетворных бактерий в данном месте (социальный фактор
– детский сад), а также дополненным психологическим фактором – тревожностью,
депрессией или нейротизмом. Такова этиология большинства заболеваний. И очень
часто воздействие на социальный или психологический фактор болезни играет
большее значение, чем на биологический. Однако коррекция социальной и
психологической причины болезни должна проводиться по несколько иным правилам,
чем стандартное медицинское лечение, проводимое по международным протоколам
лечения, и требует новой когорты обученных специалистов. По нашему мнению, это
могут быть специальным образом подготовленные психологи здоровья или социальные
работники выше уровня традиционного бакалавриата (уровень магистратуры в
Европейской образовательной системе).
В свете триединой (био+психо+социо) теории развития болезней становиться
понято, почему из двух пациентов, больных, например, сахарным диабетом, при
одном и том же уровне декомпенсации один живет на 9 лет больше другого.
Монография Trisha Vacnair, Olga Calof (18) объясняет нам это. Авторы утверждают,
что оптимизм при прочих равных условиях прибавляет 9 лет, упражнения – 2 года,
наличие домашних животных – 2 года, а развод отнимает 3 года жизни. Они выделяют
100 факторов влияния на здоровье и продолжительность жизни, среди которых низкая
самооценка (-4 года), консервативное мышление (-5), неудобная поза на работе
(-2), занятия медитацией (+3) и множество других. Анализ этого множества фактов
позволит сознательно влиять на собственное здоровье и продолжительность жизни.
Однако одного знания недостаточно. Об этом нам говорил еще Будда 2,5 тысячи лет
назад. Нужно сформировать план изменений, для чего работает специалист по
здоровью, упорно и постепенно претворяя его в жизнь, для чего необходим иной
уровень намерений, умений и мотивации. И тогда нам станет ясно, почему не
имеющие личной машины диабетики живут дольше автовладельцев; здесь включается и
экология, и более высокий уровень пеших прогулок. Установлено, что
автомобилисты, регулярно посещающие спортзал все равно не в полной мере получают
ту минимальную нагрузку, которая необходима организму ежедневно для хорошего
самочувствия. У специалиста по здоровью имеются специальные знания, позволяющие
создавать у пациентов новые стереотипы, образ жизни, намерения и мотивацию. Для
этого используется многофакторная модель переобучения пациента / http://www.medlinks.ru/article.php?sid=37288
Специалист здоровья работает по следующей схеме:
Обследует и вычленяет психологические и социальные факторы болезни, которые
можно изменить и модифицировать.
Создает матричную таблицу всех возможных потенциальных изменений, обсуждает
её с пациентом, учитывая данные науки, индивидуальные особенности образа жизни и
личности пациента, пациент центрированный метод, мотивацию и потенциал пациента
к изменению.
Составляет программу психолого-социальной модификации и реабилитации в
интересах здоровья, пользуясь принципами мотивирования, научения и подкрепления.
Использует принцип систематической десенситизации, двигаясь от простого к
сложному.
Поддерживает уровень навыков, необходимой мотивации и прогресса.
Учит пациента преодолевать все барьеры, освобождаться от неверия,
беспокойства, иллюзий и предрассудков микросоциума, неправильных мнений и
ритуалов, нейротизма и депрессии, дихотомии собственных чувств, иллюзий
собственного «эго». Вместе с пациентом изучает все потенциальные барьеры к
необходимым изменениям и вырабатывает методы их преодоления.
Использует мультифасетные, мультимодальные, транскультуральные и
транстеоретические методы влияния на пациента, в особенности, методы когнитивно
– поведенческой терапии (19).
Неудивительно, что в раздел научно доказанных эффективных методов лечения
эссенциальной тревоги вошли такие социальные и психологические модули, как
музыкотерапия, ароматерапия, гипноз, группы поддержки, вдыхание запаха лаванды,
домашние животные, методы релаксации, медитации и йоги, которые успешно
применяются специалистами в настоящее время (http://www.naturalstandard.com).
Самой главной проблемой в такой работе остается инициация изменений. Никакое
знание не будет работать без стойкого намерения и мотивации к изменениям,
никакая мотивация не будет работать без необходимых навыков планирования и
самоуправления. Навыки самоуправления должны базироваться на одновременном
влиянии на тело, мозг и психику. Их не надо изобретать или разрабатывать с нуля.
Мировые религии уже давно отработали механизмы инициации таких изменений. Такие
психосоматические методы уже сложились в религиозных учениях: тихий
индивидуальный Зикр в Исламе, Иисусова молитва исихастов и медитация Випассана в
Буддизме, где происходит слияние движения, дыхания, образного памятования
(метафоры) и нового поведения. Эти данные послужили созданию новых техник,
позволяющих изменить свое поведение с помощью сознательного использования
вегетативных рефлексов (20). В основе этой методики лежат изменения, вызываемые
слиянием знания, навыка и мотивации за счет инициации безусловной рефлекторной
сферы человека (http://en.wikipedia.org/wiki/Creative_Applied_Modification). При
этом через один безусловный рефлекс вызывается особое состояние релаксации, при
котором переход к новому поведению значительно облегчается. При этом знания,
мотивация и навыки сливаются в единое целое под контролем второго значительного,
безусловно-условного рефлекса. Поэтому система «САМ» называется «Два рефлекса».
Таблица №5. Общая схема лечебных интервенций при
психосоциальной коррекции заболеваний