Психологи повторили известный эксперимент с помощью электронной почты
Группа Данкана Уоттса из Колумбийского университета (Нью-Йорк) провела псхихологический эксперимент с помощью электронной почты, подтвердивший знаменитую психологическую концепцию "шести уровней разделения".
Один из известнейших экспериментов в области психологии так называемых
социальных сетей был проведен в 1967 году. Тогда Стэнли Милгрем из Гарвардского
университета попросил несколько тысяч случайным образом отобранных людей в Омахе,
штат Небраска, доставить бостонскому биржевому маклеру бандероли, на которых
были написаны только имя и род занятий адресата, а также название города, в
котором тот жил. Участников эксперимента попросили переслать бандероли к тем
людям, которые хотя бы предположительно могли знать адресата или его знакомых.
Проследив путь сообщений, Милгрем обнаружил, что бандероли во всех случаях
достигали адресатоов, пройдя через строго определенное количество посредников -
от пяти до семи человек. Дальнейшие проверки позволили ему прийти к выводу, что
число промежуточных цепочек всегда остается неизменным. Это позволило
предположить, что в каждый американец (а возможно, вообще, житель Запада) может
связаться с другим через шестерых посредников, имеющих примерно тот же уровень
жизни и образованности. Таким образом, была выведена некая "социологическая
константа".
В лексикон американцев прочно вошел термин "шесть уровней разделения". В 1990
году даже была поставлена пьеса американца Джона Гуара с таким названием. В 1998
году интерес научного сообщества к "шести уровням разделения" оживил Данкан
Уоттс, предложивший математическое описание этого феномена.
Недавно группа Уоттса предложила 61168 добровольцам из 166 стран воссоздать
эксперимент Милгрема с помощью электронной почты. На этот раз перед
добровольцами поставили цель, пересылая письма знакомым, "добраться" до двух
сотрудников одного известного американского университета. Эксперимент и на этот
раз продемонстрировал существование пресловутых "шести уровней разделения":
каждое сообщение пересылалось от добровольца к адресату через пятерых-семерых
посредников. Впрочем, нынешним добровольцам удалось найти адресата значительно
скорее, нежели участникам эксперимента 1967 года, прежде всего, из-за разницы в
скорости переправки сообщения по электронной почте и бандеролей по почте обычной.
Источник: Solvay-pharma.ru