Детские характеры: от «шустриков» до «черепашек»
В каждом детском садике, среди семей ваших друзей и знакомых, наверняка есть дети, которые сильно отличаются в своем поведении от большинства других. А может быть, это ваш ребенок? Он не вписывается в «золотую середину» общей массы детей, а пополняет ряды «шустриков» или «черепашек».
Пусть вас не удивляет такое «не психологическое», не научное название: оно
достаточно мягко и в то же время точно характеризует гиперактивных и слишком
медлительных, флегматичных детей. Особенно ярко эти качества проявляют себя в
период с 3 до 7 лет, то есть в возрасте дошколят. К сожалению, для таких ребят
отдельно не разработаны ни правила поведения с ними, ни методики воспитания. А
значит, и родители и воспитатели в саду поступают с ними так, как диктует им
ситуация и собственный опыт. На практике это выглядит примерно так: «Что ты все
время носишься! Посиди хоть немножко», или «А ты все копаешься, как всегда самая
последняя!». Итак, «шустрик» привыкает, что он – хулиган, а «черепашка», что он
всегда - последний. Так и растут они с осознанием собственной неполноценности, в
то время, как в таком поведении их вины нет, есть особенности темперамента,
характера, реже – воспитания. Давайте рассмотрим каждый их этих типов подробнее
и попробуем выделить оптимальный стиль поведения нас, взрослых ,с такими
детишками.
Вначале разберемся с «шустриками» (гиперактивными детьми). Трудно с ними
всем, но особенно родителям: такой ребенок ни секунды не сидит на месте,
задержать на чем-то его внимание просто не возможно, во времени и пространстве
он фиксируется с большим трудом. Очень хочется сравнить его с маленьким,
подвижным кусочком ртути, вокруг которого все предметы падают, летают и
разбиваются сами по себе. Возить такое «чудо» в общественном транспорте или
брать с собой в гости сущее наказание. Причин такого поведения может быть
множество: начиная от органического поражения мозга и заканчивая эмоциональным
стрессом. Бывает и нормальный, без патологии реактивный по складу характера
ребенок, Причину определит врач. Родителям надо помнить одно: трудно не только
им, трудно и самому ребенку справиться со своей двигательной активностью. Кроме
того, их неохотно принимает компания сверстников: им непривычно быстрое
соскальзывание «шустриков» со слез к безудержному веселью, нервозное общение,
неумение долго играть в одну и ту же игру. Я уже не говорю о тех трудностях в
обучении, с которыми «шустрик» сталкивается, пойдя в первый класс. Психологи,
занимающиеся проблемой гиперактивных детей, выработали целый ряд практических
советов для родителей «шустриков». Перечислю некоторые из них.
Будьте последовательны и постоянны. Старайтесь всегда говорить медленно и
спокойно. И не пугайтесь своего гнева или раздражения. Это – нормальные явления
и их можно контролировать. Если вы сердитесь, то это не значит, что вы не любите
своего непоседливого ребенка. Учитесь отделять его поведение, которое вам не
нравится от его личности. Например: «Я люблю тебя. Мне только не нравится, когда
ты разбрасываешь игрушки по всему дому». И старайтесь откликаться на любые,
пусть и незначительные, позитивные сдвиги в поведении «шустрика», хвалите его за
них. Это трудно, но постарайтесь избегать непрерывных одергиваний и запретов –
«прекрати», «не смей», «нельзя» и пр.
Ваш ребенок, как никакой другой, нуждается в строгом режиме и распорядке дня.
Составьте (желательно, вместе с ним) четкое расписание прогулок, еды, сна, игр,
занятий и повседневных обязанностей. Старайтесь следовать этому расписанию,
несмотря на все попытки ребенка склонить вас на послабление. Со временем, он
привыкнет к размеренной, упорядоченной жизни.
При оформлении комнаты или уголка ребенка избегайте ярких красок и сложных
орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, стоящий не у
окна, а у ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации. Не
давайте ребенку сразу все игрушки, выдайте одну – две из закрытого ящика; если
он сел рисовать, уберите все лишнее со стола, потому, что гиперактивный ребенок
не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает.
Зная о повышенной возбудимости своего ребенка, старайтесь, чтобы в игре
принимало участие одновременно не более 2 – 3 человек. Известно, что «шустрики»
очень любят подвижные спортивные игры и игрушки (мячи, велосипеды, машинки).
Вовсе изымать их из дома, наверное, не стоит, но и ограничить до разумных
пределов необходимо. Необходимо, чтобы в игровом арсенале гиперактивного ребенка
были различного рода конструкторы, мозаики, всевозможные настольные игры. Не
расстраивайтесь, если ребенок не сможет долго сидеть над ними: ваше терпение и
готовность играть вместе с ним не в мячик, а , например, в шашки вскоре приучат
его сидеть над игрой долгое время. Мы иногда недооцениваем мощнейший стимул –
согласие папы или мамы поиграть вместе с малышом. Ради этого он готов оставить и
футбол, велосипед, и еще много чего.
Считается, что при условии правильного воспитания гиперактивный ребенок к
двенадцати годам превращается во вполне нормального подростка.
Теперь несколько слов о «черепашках». До четырех лет медлительные дети, как
правило, не вызывают беспокойства у родителей, все списывается на возраст:
дескать, маленький еще, подрастет, научится все делать быстро. Между тем,
«черепашки», это особый тип детей, которые нуждаются с самых ранних лет в
каждодневной и терпеливой коррекции. Особенно заметна физическая медлительность
этих детишек вне дома, в садике, в школе , на фоне сверстников, общих правил и
игр. Считается, что «черепашек» формирует не только врожденный темперамент, но и
перекосы в воспитании чересчур авторитарных, быстрых, энергичных мам. Впрочем,
это только одна из многочисленных гипотез на эту тему. Итак, чем же мы,
родители, можем помочь нашим милым «черепашкам»?
Примерно к четырем годам полезно и своевременно познакомить малыша с часами и
понятием времени. Конечно, не в полном объеме, достаточно для начала - с
понятием «полчаса». Так мы формируем основы восприятия времени. Что можно успеть
и чего нельзя успеть за полчаса? Очень полезно параллельно приобрести различные
песочные часы (5 – 10 – 20 минутные). И тогда и песочные и обычные часы
используются вами, уважаемые родители, весьма часто: ставятся на стол во время
обеда, в прихожую во время одевания, в детскую во время сбора игрушек. И не
забывайте поощрять ребенка в каждом конкретном случае: «Смотри, ты сегодня
успела одеться за десять минут, еще даже не весь песочек прошел!» Тогда в
следующий раз ребенок будет соотносить свои неторопливые действия с наглядным
течением времени. Так же полезны разного рода соревнования детей и взрослых на
тему: кто быстрее. Понятное дело, взрослые слегка поддаются, а ребенок получает
свою порцию похвалы за то, что стал первым и самым быстрым. «Черепашки» крайне
болезненно ощущают свое отличие от сверстников, гоняющих на велосипеде или
играющих в мяч. Вам следует приобрести для малыша всевозможный спортивный
инвентарь: мячи, кегли, скакалку, велосипед и пр. Тем более, что «черепашки» в
силу своей неторопливости тяготеют к малоподвижным играм: мозаикам,
конструкторам, чтению, раскраскам. В результате к 5 –6 годам они, как правило
неплохо читают и пишут, радуя близких своей аккуратностью. Но, к сожалению,
мысли у них идут впереди движений. В идеале же в первом классе школы нужна
синхронность: знаешь, как решить задачу, быстро напиши ее, закрой тетрадь, убери
учебник и будь готов воспринимать следующее задание учителя. Вот тут-то
нерасторопность и будет мешать «черепашке» стать отличником.
Как видите, мы, родители вполне можем помочь нашим единственным и любимым
«шустрикам» и «черепашкам», не ругая их понапрасну, а, пытаясь понять и создать
условия, чтобы они компенсировали особенности своего характера и темперамента.
Автор: Елена Щербакова, психолог
Источник: Beautytime.ru