Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Анализ организации судебно – медицинской экспертизы при
тяжелом ДТП с иностранными гражданами
Вил.Доков♦, И.Стоянов♠, В.Доков*, Ст.Чуров♠
♦ Кафедра судебной медицины и деонтологии, Медицинский
университет Варна, Болгария. ♠ Отделение судебной медицины, Многопрофильная
больница активного лечения г.Руссе, Болгария. * Кафедра общей и клинической
патологии Медицинский университет Варна, Болгария.
Введение
В мировом масштабе дорожно транспортные происшествия являются причиной смерти
в 2,1%. Примечательно что, среди травматически причин смерти ДТП занимают 22,8%,
а военные действия всего 3,4% [4]
К сожалению тяжелые дорожно транспортные происшествия не столь редки. Если у
судебных медиков есть и опыт в организации проведения судебно медицинской
экспертизы, то тяжелые ДТП с участием иностранных граждан требует создать особую
организацию учитывающею некоторые особенности.
Цель
Целью нашей работы на примере организации судебно – медицинской экспертизы при
тяжелом ДТП с иностранными гражданами, выявить некоторые специфические вопросы с
учетом международного характера инцидента и описать наш опыт в решении этого не
легкого практического проблема.
Материал и методы
Материалом для исследования послужили дневниковые записки судмедэкспертов,
судебно – медицинские документы погибших и раненых, материалы до судебного и
судебного расследования дорожно транспортного происшествия. Данные обработаны
методами альтернативного и вариационного статистического анализа.
Результаты и обсуждение
Автобус международной регулярной линии следовавший по маршруту Турция –Болгария
– Румыния 07.04.1993 года потерпел крушение при тангенциальном ударе движущейся
в противоположном направление грузовой машине с прицепом. Инцидент произошел на
мосту через реку Янтра поблизости города Бяла, Руссенской области.В результате
удара автобус упал с 15 метровой высоты в реку. Погибло 28 человек и было ранено
12 человек граждан 3 стран (Табл.1). Согласно классификации Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ) данный инцидент относится к III группе, а
согласно исследованиям [1, 3] к антропогенным катастрофам малого размера.
Таблица 1. Распределение пострадавших по странам.
|
Убитые |
|
|
Раненые |
|
|
Всего |
|
|
Страна |
n |
% |
± |
n |
% |
± |
n |
% |
± |
Румыния |
24 |
85.71 |
14.00 |
10 |
83.33 |
23.10 |
34 |
85 |
12.00 |
Молдова |
3 |
10.71 |
34.99 |
1 |
8.33 |
54.16 |
4 |
10 |
29.4 |
Турция |
1 |
3.75 |
37.23 |
1 |
8.33 |
54.16 |
2 |
5 |
30.20 |
Всего |
28 |
100 |
|
12 |
100 |
|
40 |
100 |
|
В результате своевременной реакции сил Гражданской обороны и полиции вскоре
после происшествия раненые били доставлены в больницы (Табл.2)
Таблица 2. Распределение раненых по больницам области.
Больница |
n |
% |
± |
Руссе |
5 |
41.67 |
43.21 |
Полски Тръмбеш |
2 |
16.66 |
51.64 |
Бяла |
5 |
41.67 |
43.21 |
Всего |
12 |
100 |
|
и распределены в соответствующие профилированные отделения (Табл.3).Анализ
травматических повреждений показал,что причиной смерти погибших у 17(60,71 ±
23.21%) является утопление, в 7(25±32.07%) случаях – грудная травма и у
4(14,28±34.28%) сочетанная травма [2].
Таблица 3. Распределение жертв ДТП по профилям отделений.
Отделение |
Убитые |
|
|
Раненые |
|
|
Всего |
|
|
|
n |
% |
± |
n |
% |
± |
n |
% |
± |
Судебная медицина |
28 |
100 |
- |
0 |
0 |
- |
28 |
70 |
16.97 |
Хирургические |
0 |
0 |
- |
7 |
58.33 |
36.52 |
7 |
17.5 |
52.66 |
Нейрохирургические |
0 |
0 |
- |
2 |
16.66 |
51.64 |
2 |
5 |
30.20 |
Ортопедические |
0 |
0 |
- |
2 |
16.66 |
51.64 |
2 |
5 |
30.20 |
Реанимационные |
0 |
0 |
- |
1 |
8.33 |
54.16 |
1 |
2.5 |
30.60 |
Всего |
28 |
100 |
|
12 |
100 |
|
40 |
100 |
|
Работа судебных врачей началась непосредственно после аварии осмотром места
происшествия и участием в транспорте погибших в судебно-медицинское отделение
областной больнице в г. Руссе. На этом этапе в мероприятиях участвовали 2
судебных врача из областного центра. (Табл.5). В результате правильной оценки
судмедэкспертов из областного центра и органов следствия учитывающей объем,
сложность и специфический характер работы были вызваны подкрепления из
Медицинского университета в Варне включающие одного судмедэксперта и одного
патологоанатома – оба асистенты на одноименных кафедрах [1]. В результате этого
решения сформировалась группа в составе 3 судмедэкспертов и 1 патологоанатома
продолжившею начатую работу.
Уже на второй день после ДТП было произведено вскрытие 7 трупов, а один был
полностью идентифицирован и транспортирован на родину. (Табл.5). На 3-ий, 4-ый и
5-ый день были проведены 21 вскрытий и идентификаций и закончилась подготовка к
транспорту тел в Румынию.
Состояние трупов было удовлетворительным и не вызывало проблем с идентификацией.
Тем не менее у 4 (14.28±34.28) погибших были установлены характерные
идентификационные признаки (Табл.4).
Таблица 4. Распределение количества характерных
идентификационных признаков (n) среди погибших (№).
Идентификационные признаки |
№ |
n |
Протез правого глаза |
1 |
1 |
Характерные татуировки |
2 |
1 |
Состояние после гистеректомии |
3,4 |
2 |
Необходимо отметить, что качеству и скорости работы способствовали органы
полиции ограничивший доступ в судебно-медицинское отделение родни жертв и
журналистов.
Таблица 5 - а. График работы по дням.
День |
Транспортировка трупов
по маршруту |
Количество трупов |
Осмотр места
происшествия |
Вскрытия, консервация,
элементы идентификации |
Идентификация |
07.04.1993 |
Бяла - Руссе |
28 |
2 |
- |
- |
08.04.1993 |
Руссе - Турция |
1 |
- |
7 |
1 |
09.04.1993 |
- |
- |
- |
7 |
- |
10.04.1993 |
- |
- |
- |
13 |
- |
11.04.1993 |
Руссе - Румыния |
27 |
- |
1 |
27 |
Ограничение доступа ни в коем случае не нарушало права граждан на информацию.
Начиная с 2 дня после аварии судмедэксперты ежедневно с 21 по 22 часов
участвовали в пресконференциях специально организованых для представителей
средств массовой информации.
Для близких погибших приехавших в Руссе было отведено специальное помещение где
они вместе с одним судебным врачом подтверждали идентичность погибших.
На 5-ый день, после окончании работы тела погибших были транспортированы на
Румынскую территорию где была организована вторичная идентификация с участием
большего количества близких и родни жертв.
Таблица 5 - б. График работы по дням.(продолжение)
День |
Прэссконференции |
Оформление документов
перед румынскими и болгарскими властями |
Написание экспертиз |
Потверждение идентификации. |
07.04.1993 |
- |
- |
- |
- |
08.04.1993 |
21 – 22 ч. |
7(25±
32.07%) |
7(25±
32.07%) |
1 (3,75± 37.23%) трупа 1 судмедэкспертом,
полицейскими органами и родней жертвы |
09.04.1993 |
21 – 22 ч. |
7(25±
32.07%) |
7(25±
32.07%) |
- |
10.04.1993 |
21 – 22 ч. |
13
(46,42±27.11%) |
13
(46,42±27.11%) |
- |
11.04.1993 |
- |
1
(3,75±37.23%) |
1
(3,75± 37.23%) |
27 (96,42±7.00% ) трупа в Румынии с участием
2 судмедэкспертов, родней жертв и румынскими властями |
Не на последнем месте надо коротко охарактеризовать роль Бюро по репатриации
трупов иностранных граждан*.Сотрудничество с ним ускорило цикл работ за от
осмотра места происшествия до транспортировки трупов.Бюро осуществило контакт с
эго заграничными партнерами, подготовило документы погибших вместе с
представителями посольств, болгарскими властями, осуществило доставку
транспортных гробов, произвело консервацию трупов, оформило таможенные документы
и в конечном счете осуществило перевозку жертв через государственные границы по
место-назначению.
Выводы
Среди жертв тяжелого ДНП самое большое 24 (85.71%) количество было среди
румынских граждан. Среди раненых так же преобладали(83.33%) граждане Румынии.
Самая большая нагрузка среди специализированных больничных отделений пришлась на
судебно-медицинское (70%) и хирургическое (17.5%) отделение.
У 4 (14.28±34.28) погибших были установлены характерные идентификационные
признаки.
Мы выявили некоторые особенности организации работы:
• Вторичная идентификация с участием большего количества близких и родни жертв.
• Положительная роль Бюро по репатриации трупов иностранных граждан*.
* Название изменено
Литература
1. Алевизопулос Г. – Масови бедствия – съдебно медицински аспекти. . В:
Организация на огледа при масови бедствия, медицинска помощ и експертизи.73 –
82. Ст.Загора, 1994 год.
2. Доков Вил., И.Стоянов, В.Доков, Ст.Чуров - Анализ травматических повреждений
при тяжелом ДТП с иностранными гражданами, 2007; http://www.medlinks.ru/article.php?sid=28856
3. Попзахариева В. – Бедствени ситуации и проблеми на медицинското
осигуряване. В: Организация на огледа при масови бедствия, медицинска помощ и
експертизи.5 -13. Ст.Загора, 1994 год.
4. D.Mahan et al – Road traffic inury prevention trading manual. WHO; 2006