Материал добавлен пользователем ROMANTYKПарта, не навреди!
Ирина СТОЛЯР
Стол и стул не по размеру, неправильная поза сидения за партой – причина
многих заболеваний, которые "вырастают" вместе со школьником...
Очень часто, отправляя здорового ребенка в школу, через год-два родители
замечают, что он начинает отставать в развитии. У него слабеет память – не может
выучить стих, как раньше, жалуется на головные боли. Виной тому спазмирование
мышечной ткани из-за неправильного сидения во время уроков, считает врач
невропатолог-рефлексотерапевт Ирина Бартош.
– Подобное состояние отупения нередко испытывают и взрослые люди, – рассказывает
Ирина Петровна. – Например, мужчина поздно вечером работает над диссертацией, к
нему в комнату заходит жена и задает элементарный вопрос: "Дорогой, тебе кофе
налить или чай"? А он смотрит на супругу и думает, что она от него хочет?
Примерно то же самое происходит и с детьми.
– Причина в большом количестве информации или в ухудшении ее восприятия?
– И в том, и другом. Во время сидения стол должен находиться под локтем. Если
ребенок вынужден держать руки выше из-за того, что парта для него высокая, то
автоматически спазмируется трапециевидная мышца в области плеча, мышцы в области
затылка, затрудняется венозный отток и питание головного мозга. Как результат –
"мошки", точки, пелена перед глазами, головные боли в области лба или затылка,
проблемы со слухом, гаймориты.
– А если парта низкая?
– Ребенок вынужден наклоняться, чтобы достать ее локтями и опереться. От такой
позы страдают мышцы в области желудка, возникают гастриты, панкреатиты,
формируется дискинезия желчевыводящих путей. Через сжатые мышцы импульс не
доходит, как положено, до желчного пузыря, который становится ленивым и не хочет
вовремя удалять желчь. Возникает интоксикация, под удар попадает печень, которая
реагирует коликами и увеличивается в размерах. Со временем это может привести к
желчекаменной болезни.
– Поэтому родители обязательно должны следить за рабочим местом ребенка...
– И делать это не только дома, но и в школе. Кстати, в советские времена очень
строго контролировали, соответствует ли высота парты росту ребенка. Сейчас, к
сожалению, требования смягчились, на это почти не обращают внимания. Дети
зачастую не понимают, почему нужно сидеть правильно, а и учителя не всегда это
доходчиво объясняют.
– Как нужно сидеть правильно?
– Часто ребенок садится на край стула и даже не думает придвинуть стул к парте:
ему так кажется удобным. Он сел на краешке и так просидел шесть уроков. В это
время нагрузка всего туловища падает на одну точку, спазмируются мышцы возле
копчика. В результате нарушается кровообращение в ногах: родители удивляются,
что у ребенка ноги крутит на погоду, как у старика, стопы немеют, а пальчики
холодные, мерзнут и потеют. У девочек от сидения на копчике развиваются
гинекологические нарушения – сбои менструального цикла, болезненные месячные. В
будущем это может закончиться даже бесплодием. У мальчиков это может привести к
варикоцелле, простатиту, хроническим запорам.
Не стоит разваливаться на спинке стула, тогда вся нагрузка падает на поясничный
отдел. Во время сидения позвоночник должен находиться вертикально, а бедра
располагаться параллельно полу, размещаться на сидении от коленей до копчика.
– Тут важно учитывать и высоту стула?
– Конечно. Если стул окажется высоким, ребенок, чтобы обрести под ногами опору,
сползет на край и будет сидеть на копчике. Поэтому, чтобы ноги не болтались, под
них нужна подставка. Если стул низкий, колени и во время сидения будут
приподняты, пострадают нервы в области паха. Это оборачивается болями в животе
или во время подъема по ступенькам.
А еще у некоторых детей есть привычка кушать, поставив ногу на стул и рукой
опереться на нее. Если так продолжается изо дня в день, могут увеличиться
паховые лимфоузлы.
– Еще один момент – тяжелые портфели. Как они влияют на здоровье школьника?
– Традиционно считается, что ранец на плечах – это хорошо, выравнивается осанка.
Но когда он тяжелый, ребенок идет согнувшись, вытягивает голову вперед. От этого
страдает так называемая грудинно-ключично-сасцавидная мышца, что приводит к
головным болям, нарушениям кровообращения в области уха – возможно ослабление
слуха, частые отиты. Появляются проблемы с горлом – фарингиты, ангины, першение,
страдают миндалины.
– Как определить, что мышцы ребенка спазмированы, и как можно избавиться от этой
проблемы?
– Можно провести простой тест: ребенок должен легко дотягиваться ухом до плеча
при наклоне головы, а при повороте подбородок должен находиться на уровне
плечевого шва на одежде. В проблемных участках, чаще всего в местах прикрепления
мышц, формируются миофасциальные образования, то есть измененная мышечная ткань,
которую также называют очагами патологической вегетативной импульсации. Эти
очаги на ощупь напоминают упругие шарики, их можно нащупать самостоятельно и
размять.
Справиться с проблемой (когда, например, болит голова) помогает разминание этих
очагов. Для этого нужно найти самое больное место и придавить на полминуты.
Ребенок может делать это самостоятельно, но лучше, если помогут родители или
специалист.
Оригинал статьи на сайте "Газеты по Киевски", 13.09.2007
http://www.biolife.com.ua/parta-ne-navredi.html