Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


Статьи / Психиатрия и психология | Опубликовано 26-05-2008
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

Психиатрия и психология
Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.


«САМ», как новая психотехника коррекции личности в условиях ее профессионализации, и религиозной детерминированности

С.Р.Соколовский, к.м.н., доцент
ПГЛУ, Пятигорск
Каф. психол. консульт.

PashaPashin317@hotmail.com .

Факты - упрямая вещь. Все большее количество фундаментальных исследований в прикладной психологии говорят нам о том, что за тонкими проявлениями душевных и эмоциональных коллизий стоят более грубые биохимические и гормональные расстройства. Не говоря уже о том, что найдены и расшифрованы гены, отвечающие за тягу к алкоголю, агрессию, ожирение, лидерство, тонкие гормональные нарушения, как соотношение гормонов эстрогенов и прогестерона отвечают даже за вспышки неконтролируемого аппетита, ведущие к нервной булимии и пищевым расстройствам (11). Поневоле приходит на ум цитата Евангелия от Луки: “Царство Божие внутри Вас есть”(5).- То есть, совокупность наших реакций определяется, прежде всего, нашим внутренним состоянием. Именно поэтому, в одних и тех же ситуациях один убегает, другой, активно защищается, третий - совершает героический поступок. Поскольку взгляды на особенности психологических процессов меняются не в пользу практикующих психологов (“как же собеседованием, повлиять на исходные гормональные процессы?”), некоторая часть практикующих психологов находится в растерянности. Им кажется, что психологических инструментов практической психологии недостаточно, чтобы вызвать реальные значительные сдвиги в субъекте, а ведь это - есть одна из значимых целей в психологии. В соответствии с этой концепцией, фармакологическое лечение признается ведущим при вмешательстве во внутреннюю жизнь субъекта(6).

Если бы не…. Практическая психология активно ищет новые эффективные способы изменения личности в её интересах: НЛП, когнитивная терапия, экопсихотерапия, аверсивная терапия, систематическая десенситизация, - все новые развивающиеся формы психологических интервенций(1). Но при этом, почему-то упускается из вида то, что сами невротические расстройства являются сложнейшим сплетением безусловных, биологических, и условных, приобретенных рефлексов, по И.П.Павлову(8). Поэтому, сколь бы мы не старались повлиять на депрессивное настроение пациента словами, его всегда будут тянуть назад более глубокие гормональные предикторы депрессии. А еще, из школьной физиологии нам известно, что условные рефлексы, являющиеся, промоутерами неврозов, по силе равны другим условным рефлексам, но намного слабее безусловных(9,2). Так, почему бы не уничтожать старые и формировать новые рефлексы более сильными, безусловными? Или сочетанием безусловного с условными? И как это сделать?

Если, согласно современным концепциям, рассматривать практическую психологию, как терапию научения пациентов новым стилям мышления, когниций, поведения и эмоций, то новое обучение условным рефлексам через безусловные, будет намного эффективней, с одной стороны, тормозить старые формы поведения, и способствовать образованию новых.

А между тем, удивительные факты из истории психологии, и особенно, психологии религии, помогают нам развивать новые направления в психологии, основанные на более глубоких, безусловно-условных, рефлексах.

Как мы знаем из физиологии, нервная система делиться на симпатическую и парасимпатическую (вегетативную). Симпатическая идентична выбросу адреналина, и соответствует реакциям стресса: напряжению, тревоге, учащению сердечных и мышечных сокращений, бронходилатации, парасимпатическая отвечает за расслабление (нервус вагус), сужение бронхов, релаксацию, покой, торможение очагов возбуждения,

сужение сосудов, чувство покоя, мышечного расслабления. И все это рефлексы безусловные (2).

Но как же включать в психологический процесс эти мощные безусловные парасимпатические рефлексы? Как заставить их работать на благо человека в психологическом лечебном процессе? И как усилить сам лечебный психологический процесс?

«Эх, я, - Аким – простота, искал рукавицы, а они обе – за поясом», - вспоминал один из известных героев Н.В.Гоголя.

При глубоком изучении истории религии, становятся понятными странные, или малообъяснимые факты: почему пророк Илья молился, зажав голову между колен, почему Исихий Хоривит, живший на Афоне, считал бессловную молитву самой сильной (10), почему Святой Семион при молитве, внимательно смотрел на точку в области 2 см. выше собственного пупка, за что подвергался насмешкам, и обзыванию «пупкоумом», хотя и был канонизирован и признан «Святой Церковью(10) . Почему исламские суфии приближались к богу «молитвенным кружением вокруг себя на одной ноге»?

Почему в Древнехристианских летописях считалось, что Адам имел некоторые способности самоизменяться к лучшему, но впоследствии был их лишен (10). Почему в религии бабаизма медитация оценивается не ниже молитвы? Почему буддизм реально снижает агрессивность человека? Почему сердцем христианской религии считался исихазм?

Все правильно, потому, что все эти факты объединяет использование мощных безусловных, часто парасимпатических (ваготропных) рефлексов, соединенных с нацеленностью изменения внутреннего мира и ментальности человека. Это соединение безусловных парасиматиеских рефлексов с условными, дает синергистический эффект влияния на глубокие биологические функции.

Значит, когда психолог пробует вызвать позитивные сдвиги в личности пациента, он должен воспользоваться всем арсеналом безусловных рефлексов, усиливая ими условно-рефлекторные сдвиги в процессе психологической терапии.

Поскольку нервная система существует по принципу бинарности (13),

т.е. импульс или есть или его нет, постоянная цепь односторонне подаваемых импульсов обуславливает работу центральной нервной системы (ЦНС) в нужном направлении. Т.е. «не думать о черной кошке можно только думая о белой лошади», вызывая одновременное постоянное поступление позитивно окрашенных импульсов параллельным (альтернативным) путем в ЦНС пациента. Значит, это воздействие должно быть постоянным, и ключ вопроса лежит именно в систематических постоянных, самостоятельных занятиях. Перерыв в работе создает возможность проведения сигнала старых гормональных импульсов, что возвращает прежнее состояние.

Второе. Для регуляции нужны, прежде всего, ваготропные рефлексы парасимпатического, седативного свойства, тормозящие в нужный момент плохую привычку, или невротический условный рефлекс, например, страх, остаться одной в комнате…. Затем рефлексы создающие высокий обучаемый фон, т.е. запоминание и утверждение новых форм реагирования, поведения, эмоций. При этом занятия должны быть таковы, что их можно осуществлять в любой ситуации, любой обстановке, не нарушив принцип бинарности. Интересно, как бы смотрели окружающие на человека с фобией, который прежде, чем войти в самолет, начинал кружиться, как турецкий суфий?

Проанализировав всю известную нам рефлекторную деятельность человека, мы выбрали те ваготропные рефлексы, которые можно осуществлять незаметно для окружающих, в любой обстановке. Это парасимпатические рефлексы Ашнера, Вальсальвы, Магнуса-Клейна, Геринга – Брейера, рвотный, не доходящий до реальных действий и зевательный(2). Кстати сказать, один наш пациент ездил в Делийский центр Йоги для лечения астмы. Основное, чему его учили там, это за счет вызывания рвотного рефлекса или натуживания, тормозить гиперреакцию констрикции бронхов. Метод реально помогал.

Эти методы оказались реальным подспорьем в когнитивно-поведенческой терапии, когда было необходимо затормозить старые стереотипы поведения. Для быстрого освоения новых продуктивных форм поведения, нам сама природа, уже советовала использовать состояние фазы парадоксального сна, с быстрыми веретенообразными волнами, когда, по мнению многих исследователей, происходит стирание старой ненужной информации и образуются новые рефлекторные связи (3) на фоне мышечной, сосудистой и психической релаксации состояния сна. Оно, наряду с расслаблением, депривацией внешних стимулов, сопровождается горизонтальными быстрыми колебаниями глаз, вызывающими активирование межнейрональных связей ствола мозга(4). Такое же состояние можно вызвать 5-минутной медитацией, связанной с расслаблением, представлением нового эмоционально-поведенческого модуля с сохранением принципа быстрого горизонтального движения глаз, при закрытых веках (15). Такой метод предлагался ранее Шапиро для снятия негативных реакций в посттравматическом стрессовом расстройстве(15), но был незаслуженно забыт, и не адаптирован к самостоятельным занятиям, что нарушало принцип бинарности, или непрерывного поступления необходимой позитивной информации в мозг. Все вышеуказанные элементы были объединены нами в один рабочий модуль – «САМ»- «Creative Applied Modification” в английском языке.

Необходимая информация при этом методе реструктуризируется психологом в 10-шаговой программе и, после обучения пациента он переводится на самообучение, сочетая его с рефлексом Вальсальвы, например, и быстрых параллельных горизонтальных движений глаз, соединенных с позитивным представлением внутри себя новой эмоционально-поведенческой модели.

В настоящее время изучаются показания и противопоказания к данному психологическому методу коррекции, включая алкоголизм, ожирение, пищевые расстройства, игроманию, тревожность и депрессию (7). Не следует забывать, что этот метод не встречает подсознательного сопротивления терапии, так как использует эгоистическую концентрацию на себе, и применим в любой обстановке и ситуации (7,14).

Стоит сказать, что метод нуждается в дальнейших исследованиях и разработке.

Метод креативной прикладной медитации (модификации)- “САМ’’ является направлением когнитивно-поведенческой терапии и трактует процесс лечения, как рефлекторное переобучение с вероятными срывами, анализом ошибок и исправлениями. При этом виде лечения особенную важность приобретает «терапевтический контракт» с пациентом, где все принципы терапии оговариваются, включая необходимое число посещений (1,15), отношение к ошибкам, недоработкам и пропускам, как элементам лечения. Взимаются обязательства по посещениям и исполнению всех заданий.

1.Базовое формирование поведения обеспечивается через сенсорно-перцептивную систему, в которой выявляется первичное ощущение "НЕЧТО", как продрома расстройства. Оно не идентично эмоции, восприятию, как и действию. Оно – индифферентно - рефлекторно. Как внешний вид предмета. Методика осуществляется за счет многовариантности индивидуального реагирования на один и тот же стимул (8,9), так же, как вид определенного
предмета на столе, у разных людей вызывает разные ощущения, чувства и действия.

2.Повышение мотивации производится через ежедневную, почасовую, градуированную оценку базового фактора (F), например, тяги к спиртному у алкоголиков от -3 до + 3. (принцип неопределенности Гейзенберга для физических тел, по видимому, применим и
к живым объектам. Составляется график с градированием базового фактора (7). Дни и месяцы - внизу. Баллы - слева, в блокноте.

3.Прэ этом эффективность вмешательства оценивается по формуле F=∑ Мt√C/RGv, ( F-эффективность, интегральное от мотивации (М), времени (t) , частоты (√ ), конгруэнтности модели для индивидуального сознания (С), обратно пропорциональное резистентности к вмешательству (R) и регулируемого градиента скорости (Gv). Психологические эпикризы составляются каждые 10-12 дней.

4.Очистка и фильтрация ощущений, эмоций, намерений и мыследействий, производится через дневник и вербальные сессии.

4.Особое значение придается анализу и фильтрации стимулов. Периферическая фильтрация-это работа с продромами и ощущениями. Центральная фильтрация - работа с восприятиями и намерениями (пониманием, распознаванием, предпочтением, направлением(7).Для этого используется десятеричный путь реструктуризации информации (14).

5.Используется сегментирование персептивно - сенсорно- поведенческого акта, предварительное распознавание, предвосхищение через фильтрацию, толерантность и само-поощрение необходимых ощущений (пред - эмоций), а также превентивная само-мотивация через САМ (14) , как и развитие амбивалентного восприятия и несовместимого поведения.

6.В процесс консультирования вводятся понятия «смещенного поведения, сублимации, реструктуризации, конверсии.

7.Развивается и упрочивается несовместимое поведение. Развивается и упрочивается креативное, диалектическое амбивалентное восприятие (не ощущение). - «Аллах дал человеку различение"(14). Разделяй ощущения и властвуй. Развивается дальнейшее разграничение ощущений и восприятий через распознавание.

8.Метод проб и ошибок, как приобретение индивидуального опыта, приветствуется. Каждый человек должен стать сам себе лекарем - САМ.

9.Самоподкрепление производится через «САМ»+ дневник + градуированные графики заинтересованных эмоций.

10.Отрицательное само- подкрепление производится через приобретенный индивидуальный опыт, самонаказание, раскаяние, дневник.

11.Обеспечивается экологическое выдавливаниение клиента в нужное несовместимое поведение.

12.Стимулируется инсайд - обучение за счет исследования обстановки, превентивного проектирования «in vitro», проб в уме . Имплементация САМ производится также через латентное, исследовательское обучение (7), повторные репетиции и самотренировки. «Повторение-мать учения».

13.Качественные изменения создаются за счет постепенного накопления и суммации мелких количественных изменений по всей патологической цепочке, как при микроэволюции (14).

14.САМ (14) существует, как превентивное самомотивационное, позитивное подкрепление через реструктуризацию информации, метапредметный (религия, медицина, прикладная психология) и компетентностный подход

В данной методике, как в когнитивно-поведенческой терапии, симптомы расстройства рассматриваются, как неправильный « Рефлекторный сет». На основе принципа «разделяй и властвуй» выделяются слагаемые микроэволюции - маленькие мультимодальные шаги с позитивным внутренним самоподкреплением на каждом этапе. При этом формируют «Креативный шифт». Используя принцип: «клин - клином вышибают» - только маленькими разносторонними шагами с самоподкреплением можно добиться устойчивости «Креативного Шифта.» «Человек создан для счастья, как птица для полета». Любое наше действие - рефлекторный акт с большим самонаграждением, равно <самоподкреплением>. Согласно методике один неправильный шаг с большим самоподкреплением разделяется на несколько маленьких креативнгых и позитивных шагов с маленькими, но достаточными самоподкреплениями.

При этом пациент проходит стадии психологического процесса:

1.Медико-психологическое образование.
2.Выделение и анализ неправильного психофизиологического сета.
3.Разделяй и властвуй. Распознавание до-рефлекторных сигналов.
4.Реструтуризация и создание креативного прикладного шифта при рассмотрении максимального числа всех альтернативных стратегий с самоподкреплением.
5.Микроэволюция через маленькие подкрепляющие шаги и стратегии. Сегментирование и достаточное самоподкрепление на каждом сегменте, исходя из достаточности
вознаграждающих стимулов, равных, или приближающихся по сумме к суммарному неправильному психофизиологическому шифту.
6.Концентрация на вознаграждениях, либо позитивном самоподкреплении.
7.Самоусиление позитивного самоподкрепления другими, последующими самоподкрепляющими стратегиями, до достижения исходного <базового сигнала >, существующего в сете.
8.В конечном итоге развитие способности к самоощущению радости и умиротворенности по своему желанию <нетварный внутренний свет исихазма >.
9.Постоянное сочетание его с альтернативными шагами <радостно-умиротворенным самоподкреплением >.

Вмешательство осуществляется по нижеследующим принципам:

1.Клин - клином вышибают. Любой порок является самоподкрепляющим позитивным рефлексом, и вытеснить его можно только самоподкрепляющим позитивным новым рефлексом.
2.Микроэволюция осуществляется за счет множества альтернативных позитивно-окрашенных действий и состояний, креативно разработанных вкупе с психологом.
3.Последовательные Слагаемые для микроэволюции должны стремиться к исходной сумме позитивного ощущения. Если сумма меньше целого, смены привычки может не произойти. Позитивное подкрепление вытесняется только позитивным подкреплением, а не негативным сигналом.
4.Методика зиждется на позитивном внутреннем самоусилении подкрепления через вызываемые самоощущения, следующие за позитивными, приятными креативными действиями. «Человек создан для счастья, как птица для полета".
5.Применяется сочетание приятных обычных ощущений с необычными: «нетварным светом, радостью и умиротворенностью».
6.Ощущения самоусиливаются.
7.Используется базовое эгоистическое самовосхищение, не имеющее внутреннего сопротивления.
8.Клин клином вышибают. Приятное вытесняют приятным. Разделяй и властвуй. Бог помогает многими путями. На каждом маленьком этапе следует отчетливое самоподкрепление. Красота спасет мир. Сумма не должна быть меньше целого. Это успех лечения вредной привычки ласками матери, но не угрозами. Повторение - мать учения. Подкрепление-отец учения.
9.Ошибки и провалы рассматриваются, как недостаточное подкрепление или недоработку конкурирующего, или смещенного <несовместимого поведения>. Инсайд - открытие нового фрагмента с самоподкреплением.
10.Используются эгоистические биологические механизмы, исключающие сопротивление. И кто от приятного побежит к приятному? Очень важно удерживать необходимый суммарный уровень приятного за счет множества малых. Бди за собой, чтобы не потерять приобретенного. Имей в голове многие пути хорошего…
«Радуйтесь и веселитесь», как сказано в Евангелие от Матвея.

Стабильность состояния определяется равновесием всех сил, действующих на субъект. Поэтому стабильность нового состояния зависит от доступности и величины суммы всех позитивно подкрепляющих, составляющих микроэволюцию. "Действие должно быть равно, или не менее, противодействию". «Живите с радостью. Человек создан для счастья, как птица для полета. Бдите за собой. Чтобы не потерять имеющегося. Что толку приобрести целый мир, а себя потерять ". Используется психофизиология рефлекса, закон суммации подкрепительных стимулов, соответствующих базовому подкреплению рефлекторного сета. Идет непрерывная Творческая работа с собой и психологом. Реконструкция нового рефлекторного щифта через микроэволюционные составляющие.

Эгоистическое подкрепление достигается через эгоистическое самовосхищение и нетварный свет < необычное экзальтированное чувство, непохожее на другие >.Это, не имеющее аналогов, позитивное ощущение. Если есть аналоги – может сработать былая рефлекторная связь. Ядро методики в использовании понятий позитивного подкрепления рефлекса, где сумма маленьких позитивных подкреплений не должна быть ниже базового подкрепительного стимула основного неправильного рефлекторного сета. Таким образом, мы не боремся с природой, а подчиняем ее себе, по ее же законам рефлекторного подкрепления. В теории микроэволюци входной и выходной сигналы должны совпадать, как в черном ящике. Кроме того, используются законы параллельного и последовательного подсоединения позитивных подкрепительных сигналов. Это когда проводится несколько разных подкреплений за одну единицу времени или одно вслед за другим. Стабильность креативного щифта зависит только от частоты, интенсивности, повторяемости, выраженности, гомологичности и разнообразия подкрепительных стимулов и заключается в развитии несовместимого поведения за счет использования вегетативных рефлексов, техник исихазма и медитации, современных данных психофизиологии, а также стимулирования микроэволюции за счет параллельных и последовательных конкурентных микропозитивных гомологичных и гетерологичных креативных подкреплений, по сумме не ниже базового изживаемого стимула. Метод существует, как самомотивирующий, мета - предметностный, использующий креативные, подкрепляющие стимулы биопсихологии самолюбования, самоподкрепления (эгоизма), через комбинацию привычных и эксклюзивных (не имеющие аналогов в индивидуальном опыте) ощущений. Гедонистичность - глубинное свойство всего живого, и природу покоряют, только покоряясь ей. Эта же методика в семейной психотерапии означает вслед за неудачной рациональной попыткой разрешения ядерного (основного) противоречия наращивание конкурирующих позитивных стимулов, а в сексуальных техниках не удлинение полового акта, к примеру, согласно желанию пациента, а усиление других позитивных составляющих духовного, эмоционального и телесного контакта. В конфликтологии - это вслед за невозможностью рационального разрешения конфликта, развитие иных (альтернативных) конкурирующих за позитивное подкрепление стимулов, например, вместо дележа земли - медицинская помощь и научное сотрудничество в реальных областях здоровья. Это, как ДАО воды, уступает всем, обволакивает, а победить невозможно.

Формула самоподкрепляющего стабильного, несовместимого поведения в микроэволюции:

∑ип ≤∑кn, где ∑кn =k1+k2+k3+kn, где кn=1ип =∑∞1кn, a ∑ ип ≠∑(ип-cs)+∑(кn+cs)

Где: ип - исходный подкрепляющий стимул,
кn - конечный подкрепляющий стимул, n- их большое количество.
к1,k2,k3, kn-микроэволюционные малые подкрепительные стимулы.
сs-компромиссные потери и приобретения, где 7≤Кп≤10, в ситуации, где капля долбит камень не силой, a частым суммирующим падением.

Цель эффективного образовательного процесса студентов-психологов - замена индивидуального личностного восприятия – профессиональным. С другой стороны, психологическое консультирование всегда ставит перед собой вопрос изменения личности, коммуникаций, или нового менеджмента ситуации.

С позиций теории рефлексов личностные расстройства и девиации, являются сложнейшей комбинацией безусловных и условных рефлексов. Например, агрессивность личности включает в себя как врожденный компонент, обусловленный особенностями метаболизма и биохимии человека, так и приобретенный, как способ утверждения личности в определенной социальной среде. Психологи и психотерапевты, работающие с клиентами, пробуют разорвать патологическую цепочку за счет образования новых условных рефлексов, формируемых вербально, в индивидуальных сессиях. При этом используются рациональные, эмоциональные и тренирующие методы. Существенным слабым звеном психологического воздействия является попытка образовать новые рефлекторные формы поведения на основе условных рефлексов, которые всегда слабее, чем безусловные. В результате работы психолога новые сформированные условные рефлексы поведения могут быстро угаснуть, без систематического подкрепления, а часто, и оказаться намного слабее безусловного (гормонального компонента). Именно с этим моментом связаны провалы в психологическом лечении клиента, когда вслед за успехом появляется возвращение былых расстройств. Это наглядно представлено в произведениях Л. Н.Толстого «Дьявол», Ф.М.Достоевского «Игрок», когда, осознавая и проклиная свое неправильное поведение, герои снова и снова магически повторяют его. Говоря профессиональным языком, «реляпс» расстройств в когнитивно - поведенческой терапии, связан с недостаточным уровнем мотивации, недостаточной осведомленностью клиента о расстройствах собственной психо - эмоциональной сферы, недостаточным подавлением старых рефлекторных связей, низкой эффективностью когнитивной реструктуризации, и недостаточным подкреплением новой поведенческой модели. Причем, с позиций психофизиологии, патологическое поведение является обессивно-компульсивным, и не подлежит контролю личности. Разорвать этот замкнутый круг очень сложно, иногда невозможно, и возможное решение «кармических вопросов» личности ищет разрешения в исследованиях на стыке физиологии, клинической психологии, и практических религиозных практик, подтвержденных тысячелетиями истории человечества. Говоря о психологическом воздействии в случаях личностных расстройств и девиаций мы используем новые инструменты вмешательства, вкупе со старыми, при этом именно сочетание, или мультимодальность методик вызывает наиболее устойчивый результат.

1.В отличие от других методик, в методе АСМ (прикладная креативная медитация) (7), используется практический всемирный опыт 0,5 миллиарда буддистов и 2 миллиардов христиан в мире, имея ввиду, открытую в раннем христианстве «Исихазмскую» безмолвно - однословную практику святого Симеона Константинопольского и Григория Паламы, практикуемую ныне в Афонских монастырях, и дающую возможность человеку

совершенствоваться. При этом ощущение первично, и всегда приоритетней мысли, слова и действия.

2.Определяются показания и противопоказания. Одновременно используется мультимодальное сочетание сенсорной депривации, мышечной, сосудистой, дыхательной, нервной, ментальной эмоциональной, духовной релаксации. Позы соответствуют релаксационным или медитативным техникам. Некоторое неудобство в позе, или позиции усиливает внешнюю депривацию. Мысленное движение - от ног к голове.

3.Психолог с клиентом работает по десятеричной схеме:

П - идентификация проблем

А - анализ и приоритетность проблем

П - научно обоснованное клинико-психологическое понимание проблем

Н - формируется правильное намерение, влияющее на мотивацию

Р - клинически-прогностическая правильная речь

П - инициация правильных поступков

ОЖ - формирование и репетиция нового образа жизни

У - усилия, инициируются изучением и идентификацией патологии

Н - направление мысли удерживается частотой (5-7 раз в день)

С- сосредоточенность удерживается частотой и само- мониторингом,

превентивным распознаванием и когнитивной реструктуризацией.

4.Необходимая информация первично трансформируется через 10-модальные восприятия:

- рациональным

- эмоциональным

- символьным

- зрительным

- слуховым

- тактильным

-обонятельным

- вкусовым

- цветовым

- двигательным паттернами

5.Девиации и личностные расстройства реструктуризируются через

конструктивные креативные модели, созданные совместно с психологом, на основе новых научных данных медицины и психологии. При этом религия

не противоречит науке. При этом клиент должен знать, как бы со стороны:

а) как у него протекает расстройство б) как оно протекает вообще в) ключевые когнитивно-поведенческие паттерны, составляющие ремиссию, или когнитивный шифт, г) как у него лично должна протекать клинико-психологическая ремиссия, или желаемая, долженствующая модель д.) каково связующее звено между болезнью и ремиссией, регрессирующей и эволюционирующей личностью.

6.Эффективность реструктуризации и последующего освоения поведения

стимулируется совместным, с новыми моделями, использованием

безусловных вегетотропных рефлексов:

- каротидного синуса

- рефлексов Геринга-Брейера

- Ашнера

- Вальсальвы

- Магнуса-Клейна

- рефлексы управляемой гипоксии

- и другими парасимпатическими рефлексами

7.Психолог в процессе работы устанавливает границы и устраняет излишние иллюзии, неверие, ритуалы, злую волю, обманы чувств, жажду внешнего, излишний материализм, надменность, беспокойства, подавленность для осознания истинной реальности проблемы. Клиенту предоставляется клиническая перспектива.

8.Основные этапы 10-шаговой работы психолога с клиентом:

- креативное понимание

- формирование копинг-стратегии

- превентивное распознавание

- когнитивная реструктуризация через безусловные рефлексы

- переосознание эмоций

- фильтрация и поощрение необходимых эмоций

- смена межличностной коммуникации

- создание креативной регулируемой целевой активности

- слияние знаний, позитивных чувств и подсознания в медитации

- появление «ума, поглощенного духом»

9. Используя родной алфавит, устанавливаются лечебные ассоциации с каждой из букв, и совместно с психологом формируется клинически звучащая «мантра», которая время от времени, для исключения привыкания, пересматривается.

10. Поскольку вдох – активирует симпатическую нервную систему, имплементация негативных модулей производится во время вдоха. Выдох активирует вагусные парасимпатические рефлексы, и имплементация позитивных модулей производится на выдохе. Чаще, приходиться работать по методике с выдохом.

11.В процессе работы делается ставка на эгоизм, как одно из глубоких биологических чувств. Концентрация клиента на самом себе, лучшем, исключает подсознательное и сознательное сопротивление психотерапевту.

12.По окончании сеансов, пациент легко переходит к программе самопомощи, свободно регулируя её, в зависимости от обстоятельств.

Методика позволяет работать над собой в любых условиях и всегда с Вами.

Таким образом, новая методика АСМ представляет как бы квадрат, где 4 стороны представляют:

А. Тысячелетние духовные практики медитации и исихазма

Б. Научные медико-психологические знания о нозологии

В. Торможение условных рефлексов через безусловные, в т.ч. любовь к самому себе и эгоизм.

Г. Клинический психолог, вплетающий А, Б и В в индивидуальность через сосредоточенность и «умное делание».

Технологическая схема АСМ также представляет собой квадрат, где 4 стороны представляют

А. Десятеричный информационный путь

Б. Многопоточная привязка информации

В. Устранение непродуктивных иллюзий, мыслей, навязанных стереотипов чувств и ритуалов для осознания истинной реальности.

Г. Когнитивная реструктуризация через первичность ощущений, переосознание, фильтрацию и поощрение эмоций, смену межличностной коммуникации, креативную регулируемую целевую активность через безусловные ваготропные рефлексы, мантру и позитивноокрашенную медитацию на самом себе.

Наш персональный опыт позволяет успешно применять новую методику для лечения личностных расстройств, депрессии, избыточного веса, алкоголизма, метаболического синдрома, расстройствах пищевого поведения, генерализованной тревожности (14). Наши предварительные исследования со студентами – психологами показывают, что, реструктуризировав профессиональную психолого-образовательную информацию через ролевые репетиции в «АСМ» можно ускорить профессиональное созревание личности и рост профессионального мастерства.

Необходимо отметить, что для разработки схемы АСМ у конкретного субъекта анализируются все возможные компоненты расстройства, включая невротичность, патологические паттерны поведения, неправильные стереотипы и убеждения, степень эгоцентричности и гедонистичности пациента, социальный и материальный статус, сопутствующие расстройства личности, («ничто не неважно»), поэтому схема меняется в зависимости от индивидуального протекания процесса, и может всякий раз отличаться. Хотя у схожей группы пациентов, АСМ может быть схожей, поэтому она особенно эффективна в так называемых группах поддержки по профессиям, заболеваниям и расстройствам (7).

Таким образом, система АСМ представлена, как бы треугольником, где

Углы А, Б, и С– означают соответственно структурированную информацию, её пути введения, и работу психолога (социального работника)

Методика активно развивается, как стремление изменить личность в условиях профессионализации, в результате исследовательских семинаров со студентами, анализа их личностных проблем, а также их собственного стремления изжить непрофессиональные личностные качества. Целью данного метода является создание профессионального стиля мышления, когниций, поведения, профессионального реагирования, и склада ума.

Изменение моделей поведения с неадаптивных на адаптивные осуществляется за счет анализа и смены когниций, а также устранения непрофессиональных мыслей и чувств, рассматриваемых в контексте метода, как иррациональные и автоматические (14).

Образовательный процесс в современных условиях является беспомощным в вопросах, связанных с глубокими бессознательными процессами и влечениями, мешающими социализации и профессионализации личности в условиях получения образования и усвоения профессиональных моделей поведения. Над этими внутренними процессами будущий специалист часто не властен, с ужасом ощущая волну в себе иррациональных неведомых сил. Социализация и профессионализация личности будущих специалистов развивается стихийным и медленным путем, часто с ошибками и отклонениями в личностном развитии.

Не умаляя роли вербального формулирования профессионального поведения и профессионального когнитивного стиля, мы хотим подчеркнуть, что студент нуждается в некоем необычном, позитивно-светлом и глубоком чувстве и образе, который бы сопровождал его на длительном пути обучения, социализации и профессионализации. Это ощущение должно вызываться конкретными обучающими тактиками и предопределяло бы развитие личности и профессионализации в нужном для общества направлении.

Отметим, что слова лектора могут не обладать нейролингвистической адекватностью для конкретной личности студента и не достигать нужной цели. Многие, предлагаемые психо-педагогические техники малопродуктивны, так как не ставят конкретных задач для будущих специалистов и не дают конкретных рычагов для изменения стиля мышления и поведения.

1.Мы предлагаем для изменения личности в условиях образования - вмешательства на уровне ранних ощущений, так как нет ничего в сознании, чего бы не было ранее в ощущениях («Nihil est in intellectu, quod non fuerit prius in sensu’’).

2. Методика построена на глубоком и всестороннем представлении обучаемого о собственной профессиональной когнитивно-поведенческой модели специалиста, триггерных факторах поведения, роли окружения, разрабатываемых и даваемых преподавателем на групповых и индивидуальных семинарах.

3.Обучаемый, вместе с преподавателем-профессионалом формирует новую конструктивную модель знаний, чувств, поведения и мышления в условиях профессиональной реальности, сначала в вербальных понятиях, но не останавливается, а идет в реконструкции собственного образа далее, в чем ему помогает тренировочный «мастер-класс».

4.Он учится распознавать ранние ощущения (сенсуальные стигматы) своих отклонений.

5.В менталитете обучаемого уже существует научно обоснованная вербальная профессиональная модель личности и поведения.

6.При помощи педагога обучаемый, учится конвертировать предварительно согласованную с ним вербальную модель в креативную невербальную сенсуальную модель самоповедения с яркой позитивной окраской. Эта модель должна быть проста, ясна, привлекательна и позитивно окрашена.

7.Выработанная сенсуальная модель многократно репетируется в щадящих условиях образовательного процесса и профессионального тренинга, доводится до автоматизма.

8.Обучаемый, многократно репетирует самостоятельное распознавание непрофессиональных стигм в ранних проявлениях ощущениях, и замены их новой сенсуальной моделью.

9.Учебные тренинги все более усложняются, принуждая обучаемого распознавать и замещать одни модели другими.

10.Будущий специалист учится многократно в течение дня концентрироваться или медитировать на этой модели, постепенно замещая креативом все остальные внутренние импульсы, не менее 5-7 раз в сутки.

Весь учебный курс состоит из 10 45-минутных семинаров проговаривания будущей модели, дневниковых записей и анализа глубоких чувств и ощущений, передачи специализированной информации, формирования индивидуальной вербальной модели, конверсии её в невербальную индивидуальную сенсуальную модель, доработки ее до компетентного уровня, достижения взаимного согласия, и последующих многократных возвратов к АСМ в процесс концентрации, а также в поиске новых, более эффективных сенсуальных моделей АСМ.

Протокол проведения АСМ для пациента:

Медитация - несловесная молитва через размышление

1. Установившийся доверительный контакт терапевта и пациента.

Информированное согласие. Определены показания и противопоказания.

2. Сенсорная депривация. Комфортная и безопасная во всех отношениях обстановка.

3. Традиционная поза для медитации, или релаксация, лежа (сидя).

4. Установлены клинические (психологические) проблемы, предполагаемые решения и их конверсия в медитативные символы (медитативную мантру).

5. При формирования медитативной мантры используются понятия:

  • понимания
  • намерения
  • речи
  • поступка
  • образа жизни
  • усилия
  • направления
  • сосредоточения

6. Вербально достигается последовательно а) мышечная, б) сосудистая, в) дыхательная г) нервная д.) мысленная, е) эмоциональная, ж) духовная релаксация. Движение: снизу-вверх, от ног к голове.

7. Состояние релаксации последовательно углубляется в течение 30-40 минут.

8. Последующие 10-15 минут пациент концентрируется (сосредотачивается) на медитативных символах, связывая их с собственным любовно (экзальтированно) - креативным медитативным образом.

9. Сконструированные сенсуальные ощущения рассматриваются внутри себя,  как собственное "я" + экзальтация +радость + продвижение к прикладному, креативному образу. Выход из креативной медитации связывается со счетом, и сохранением достигнутого на последующее.

10. Пациент мотивируется на более короткие самостоятельные занятия 5-7 раз в день.

ACM (applied clinical meditation) - перспективный клинический метод коррекции личности, и её девиаций, разрабатываемой последнее время на кафедре психологии Пятигорского Филиала Российского гуманитарного социального университета. Она предусматривает создание целенаправленной модели креативной клинической медитации для конкретных нужд пациента. Под руководством опытного клинического психолога пациент конструирует креативную модель медитации для самостоятельных занятий, в целях субъективного или объективного клинического улучшения. Модель строится на слиянии объективных, современных научных данных о протекании заболевания и условиях её ремиссии, многовекового медитативного опыта более, чем 1,5 млрд. буддистов во всем мире, новых данных клинической психологии здоровья о влиянии субъективного психического на объективное, и психологии здоровья. АСМ – находится в русле новейших медицинских концепций об эффективности разрабатываемых программ

‘’Самопомощи для пациентов’’. Говоря о «креативной клинической медитации», мы подразумеваем под ней также «умное делание» и «пребывание в молитве»- согласно традициям православия, а также суфизм в исламе, где знание непрерывно переплетается с любовью, размышлением, усилиями и направлениями мыслями, и сосредоточенностью на проблеме. По нашим данным пятикратные дневные медитации вызывают существенные изменения личности и её глубоких бессознательных инстинктов, но как только упражнения прекращаются, по законам биологического гомеостаза, состояние возвращается к прежнему.

Грубый анализ человеческой психики позволяет выделить в ней эмоции, разум и волю.

Конгруэнтно этому анализу, АСМ включает в себя рациональную цель (А)- направленную на допустимую коррекцию или компенсацию болезни, эмоциональную подоплеку (Б), основанную на любви экзальтации, оптимизме, волю (В), как систематические занятия, веру в собственный прогресс и убеждения в необходимости позитивной эволюции человеческой психики. Завершающим и базовым звеном АСМ является когнитивное реконструирование перцепции болезни в новые позитивные формы самоощущений (Г) и поведения (Г). Например, я страдаю обессивно-компульсивными пищевыми расстройствами и метаболическим синдромом. Базовой концепции ремиссии является подавление пищевых импульсов через гипокалорийные продукты с повышенным объемом и набуханием их в желудке, с высоким содержанием минералов и витаминов, рестрикцию имеющихся жиров через интенсивную физическую деятельность, создание чувства эйфории и радости от снижения веса и занятия спортом. При этом готовые работающие медитационные модели могут быть парадоксальными с позиций здравого смысла, например, один из пациентов худел под формулой «есть вообще очень вредно», тем не менее, такие клинические «мантры» давали прекрасный результат, вес снижался на 15-20 кг, формировалась новая, активная в отношении здоровья личность. Снижалось давление, нормализовался сахар крови, вес соответствовал нормальному, исчезала депрессия. Важным фактором создания медитационной модели является также её логичность( непротиворечивость всем современным концепциям теологии и естествознания) и красота ( «Красота спасет мир»-Ф.М.Достоевский). Существенным моментом в создании креативной модели самолечения АСМ является мотивационное интервьюирование, направленное на повышение мотивации к изменению самого себя в целях здоровья, и психического благополучия, медицинское образование пациента об условиях возникновения, закономерностях протекания, и условиях возникновения ремиссии заболевания, о факторах, контролирующих течение заболевания, о стиле жизни, как предикторе декомпенсации или компенсации заболевания. Клинический психолог помогает выработать формулу медитации, («клиническую мантру»), установить пути и способы воздействия на болезнь (« клинические медитативные драйвера»), а также пределы, которых можно достичь через АСМ («Аллах положил всему предел»), исходя из реалий протекания болезни. Задачей клинического психолога является также формирование убеждений (подразумевается - «воли и веры») о конструктивном влиянии психики на сому. Выступая перед различными аудиториями, психолог может говорить о « позитивном лечебном суфизме» или « оздоровлении через пребывание в молитве и умном делании» для различных религиозных конфессий, что очень актуально в условиях Северного Кавказа.

Эффективность АСМ определяется синтезом совокупности вышеприведенных факторов, аранжируемых экспертом-психологом. Например, бессмысленно медитировать на снижении сахара в крови, так как база реальных психофизиологических рефлексов для этого отсутствует. Но медитировать на стремлении заниматься бегом «трусцой», представлять себя счастливым и худым, бегущим в окружении восхищенных зрителей, медитировать себя аскетом, принимающим только овощи и фрукты - реальный психофизиологический драйвер для продвижения АС М и повышении уровня ремиссии заболевания.

Также бессмысленно медитировать (см. «пребывать в молитве») о снижении собственного давления, так как отсутствует реальный рефлекторный субстрат («драйвер») ремиссии. Но медитировать на продуктах, содержащих магний, как анти-метаболический минерал, представлять себя счастливым и веселым, занимающимся аутогенной тренировкой и спортом, «возлюбить в себе нового человека» отринувшего старые путы вредных привычек – реальные драйверы для улучшения собственного здоровья и позитивного самоощущения. Психология здоровья, или психология счастья («well-being») - новая отрасль «health promotion”)- новая медицинская наука, которой еще необходимо доказать свою важность перед человечеством, но без которой деградация биологического и психического здоровья – неизбежна, особенно в условиях адинамии, гедонизма, и пресыщенности современной цивилизации.

Литература:

1.Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. Гуманитарное агентство «Академический проект». Санкт-Петербург, 1997 г.,-335с.

2.Большая медицинская энциклопедия. Ред.:Б.В.Петровский. Т.22., изд. 3-ье, Москва. Изд. «Советская энциклопедия», 1984 г., Рефлекс- с.235.

3.Борбели А. Тайна сна. Изд.,Знание. М.,1989,-191 с.

4.Там же, с. 51-52

5.Новый Завет и Псалтырь.Produced for the Gideon International. The Trinitrian Bible Society.2005,-107 стр. Евангелие от Луки, 17:13-21.

6.Психиатрия. Под ред. Р.Шейдера. Серия «Зарубежные практические руководства по медицине». Пер. с англ. - М., Практика, 1998.-485 с.

7.Соколовский С.Р.Новая психотерапевтическая техника «АСМ» для решения психологических, психосоматических, ментальных, эмоциональных и личностных проблем пациента, изменения стиля жизни в интересах здоровья. Пятигорск, 2006., -123 с.

8.Функциональные системы организма: Руководство / Под ред.К. В. Судакова. - М,: Медицина, 1987.-с.13.

9.Там же. С.7-43.

10.ХристианствоЭнциклопедический Словарь. Т 1.Москва, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,1993 г. – «Исихасты» - С.652.

11.Edler C, Lipson SF, Reel PK. Ovarian hormones and binge eaten in bulimia nervosa. PMID; 17038206 [PubMed-as supplied by publisher].

12 . http://www.nasha.lv/ - сайт «Тревоги нет»-28.10.2006

13.Randal O`Reilly. Brain function as computer.-Site: “Svopodanews.ru”. -23 October 2006.

14.Sokolovsky S.R. New psychotherapeutics technique: “ACM”-Ростов на Дону, 2006 г.-62 с.

15.Shapiro F.,1989., цит. По Сандберг, Уайнбергер, Таплин Дж., Клиническая психология. Теория ,практика, исследования.5-е междунар.издание. М., «Олма-пресс».-2005 г., с. 246.




Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет немедленно отослан редактору


 Мнение МедРунета


Почтовые рассылки сервера Medlinks.ruХотите своевременно узнавать новости медицины и быть в курсе новых поступлений медицинской библиотеки? Подпишитесь на почтовые рассылки сервера Medlinks.ru Почтовые рассылки сервера Medlinks.ru


Реклама

Психиатрия и психология

Информация по теме
· Все по теме
· Статьи по теме
· Новости по теме
· Советы по теме
· Пресс-релизы
· Книги по теме
· Сайты по теме
· Рефераты по теме
· Дискуссии на форуме
· Медицинские события
· Вакансии и резюме
· Специалисты
· Медучреждения


Новое в разделе
1. Физическая активность очень эффективна в борьбе с депрессией
2. Создан новый метод лечения депрессии и тревоги
3. Сыр и рыба помогают при депрессии, стимулируя выработку серотонина
4. Как поймать баланс в условиях многозадачности и справиться с хроническим стрессом?
5. Как заедать стресс правильно
6. ЕС исключил связь между препаратами для похудения и суицидальными мыслями
7. Россияне назвали табуированные темы на работе
8. Обнаружена связь между леворукостью и аутизмом
9. Излишняя эмоциональность весной может быть признаком сезонного аффективного расстройства – психолог ВСК
10. Ставки на футбол: важность контроля эмоций


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.