Головной мозг подростков: исследования продолжаются
Как показывают научные исследования последних лет, головной мозг подростков продолжает активно развиваться, и это может иметь последствия, причем в самых разных сферах. ''В США дети в возрасте 16 лет получают права на вождение автомобиля. Оправдано ли это?''.
Eveline Crone работает в лаборатории головного мозга и развития при Лейденском
университете. Она рассказывает о научных исследованиях головного мозга детей в
подростковом возрасте, включая пубертат. Самый главный вывод: исследования в
этой области еще в самом начале. ''Мы еще мало знаем, но мы большими шагами
движемся вперед. Каждый результат поражает''...
Новая область исследований
Исследования головного мозга младших (в пубертате) и старших подростков – дело
довольно новое. ''Первые статьи на эту тему появились где-то в 1998 году. Почему
их не было раньше? Раньше не было техник измерения, которые широко применяются
сейчас. Так, с появлением fMRI (функциональное магнитно-резонансное
сканирование) мы получили доступ к залежам новой информации. Crone по базовому
образованию возрастной психолог. ''Меня интересует, почему люди ведут себя
именно так, а не иначе. В ходе работы над диссертацией меня буквально
заинтриговал головной мозг. Во всяком случае, в нем следует искать основу
определенного поведения. Сейчас появляется все больше доказательств того, что в
подростковом возрасте головной мозг продолжает активно развиваться. В частности,
его определенные отделы в этот период еще совершенно незрелые. Развитие мозга
завершается лишь где-то на 20-м году жизни. Раньше считалось, что это происходит
значительно раньше.
Социальные последствия
Полученные данные могут иметь значительные социальные последствия. Возьмите,
например, образование, и модель самостоятельного обучения подростков без столь
выраженной роли учителя. Подростки в пубертате еще недостаточно зрелы, чтобы
следовать этой форме обучения, которая требует самостоятельности и
ответственности учащегося. Они еще не способны предвидеть долговременные
последствия своих действий, и об этом неоднократно заявлял в своих интервью
проф. Jelle Jolles (Маастрихтский университет). Сама Crone никак не комментирует
тему обучения. ''Я всего лишь исследователь. Я недостаточно хорошо знают модель
самостоятельного обучения, чтобы давать какие-то оценки… Но совершенно
справедливо можно поставить вопрос о целесообразности выдачи прав на вождение
автомобиля в возрасте 16 лет или участия в голосовании в 18 лет, когда головной
мозг еще полностью не развился''.
Асинхрония развития
Так почему не следует выдавать права на вождение 16-летним и предоставлять право
голосование 18-летним? В своей лаборатории в Лейдене Crone с помощью fMRI
изучает развитие головного мозга в разных возрастных группах людей. ''Мы делаем
fMRI в то время, когда подростки заняты компьютерной игрой. Таким образом мы
видим, какие отделы головного мозга задействованы у них при этой деятельности''.
Подростки в пубертате, по данным Crone, больше склонны к риску во время игры или
при соперничестве с другими. ''Или возьмите ситуацию, когда надо поделить
деньги, и сделать это по-честному. Социально-эмоциональное развитие головного
мозга подростков не идет параллельно когнитивному развитию''. Они как бы не
собраны в одно целое. ''В один момент они крайне рациональны в беседе с другим
человеком, а потом попадают в стрессовую ситуацию, и их захлестывают эмоции. Тут
уж разумных действий ожидать трудно. И в этом причина типично пубертатного
поведения, которое приносит столько забот родителям. Crone интересует баланс
рассудка и эмоций. ''Дело в том, что взрослый человек может пожертвовать
сиюминутными интересами и сосредоточиться на решении долговременных задач, а вот
подросток ориентирован именно на 'близкий выигрыш'. На мой взгляд, это очень
интересный момент''.
Развитие
Итак, головной мозг ребенка в период полового развития (пубертат) отличается от
головного мозга старшего подростка, а мозг старшего подростка отличается от
мозга взрослого человека. ''Не столько по величине, сколько по структуре. Объем
головного мозга человек практически 'набирает' уже к 6-му году жизни. Различия
заключаются в соотношении серого и белого вещества, и в этом смысле мозг
взрослого человека – это совершенно иной мозг''. В развитии головного мозга в
возрасте от 10 до 20 лет можно грубо выделить три фазы: ранний, средний и
старший подростковый возраст. Пубертат стартует с началом выработки половых
гормонов. Одновременно происходит значительное развитие функций разных основных
отделов головного мозга. В этот период ребенок эмоционален, нацелен на
немедленное удовлетворение потребностей ('не умеет ждать') и ищет 'острых
ощущений'. В среднем подростковом возрасте его поведение становится более
рискованным. Возникают проблемы с регулированием собственного настроения и
поведения. В последней фазе подросткового возраста происходит дальнейшее
развитие важных передних отделов мозга, идет дальнейшее созревание функции
регулирования и оттачивается способность контролировать свое поведение. ''Этот
период идеален для дальнейшего развития способностей'', - говорит Crone. –
''Возьмите музыку, спорт, идеалы… Родители нередко считают этот возрастной
период тяжелым для себя, потому что подростки хотят дискутировать. Они учатся
думать по разным сценариям: что будет, если ситуация повернется так, а что, если
по-другому, и т.д. Это может быть утомительно для родителей, но это очень важно
для подростков, так они могут лучше научиться понимать намерения других людей''.
Необходимость продолжения исследований
Какие еще факторы задействованы в развитии головного мозга в подростковом
возрасте? Crone: ''Сейчас мы над этим работаем. В данный момент мы занимаемся
тренировкой рабочей памяти подростков из разных возрастных групп. Рабочая память
нужна им в школе, особенно для освоения математики и языка. В каждой возрастной
группе мы даем участникам на протяжении 6 недель одну и ту же задачу. Потом
смотрим, произошли ли изменения в головном мозге или же он начал по-другому
работать, и в какой возрастной группе такой тренинг помогает больше всего. Пока
у нас окончательных данных нет. Очень многое еще предстоит исследовать, включая
возможности и способы стимулирования развития мозга. Но у таких исследований
могут быть очень значительные практические последствия''...
Onderzoek adolescentenhersenen staat nog in de kinderschoenen. – Hersen Magazine,
2008, Vol.6, No. 1
Источник: Solvay-pharma.ru