Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Новая психотехнология нейтрализации «навязчивой магазинной
зависимости» (ониомании, шоппингомании)
Чаусовский Г.А.
Доцент ЗНУ
Ониомания – навязчивое желание осуществлять покупки в количествах, выходящих
за пределы разумного. По мнению психологов (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007),
ониомания – это заболевание не менее серьёзное, чем алкоголизм, наркомания и
другие порочные зависимости. Характерно (Орлова Т., 2007), что «навязчивой
магазинной зависимостью» страдает более 20% жителей развитых стран и с каждым
годом эта цифра увеличивается.
Типичные для ониомании постоянные необдуманные траты в магазинах и
импульсивные покупки способствуют (Ценев В., 2006; Кукк В., Гроб У., 2007) :
-формированию финансовых долгов и ухудшению состояния семейного бюджета;
-семейным конфликтам и распаду семей;
-совершению антисоциальных поступков с целью решения финансовых проблем для
реализации своего навязчивого пристрастия (ониомании).
Симптомами ониомании являются:
-импульсивное желание купить все подряд;
-плохое настроение в случае невозможности осуществить покупки;
-систематическое желание снять стресс новыми приобретениями и ощутить
временный суррогат счастья.
Но самым существенным аспектом проблемы ониомании является её негативное
влияние на психическое и физическое здоровье человека. Согласно литературным
данным (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания (шоппингомания)
способствует инициированию:
-вегето-сосудистой дистонии, психосоматичеческих заболеваний, артериальной
гипертензии;
-депрессии, неврозов, страхов, стойких нарушений сна, агрессии и аутоагрессии;
-снижению иммунной резистентности;
-подавленности, стрессового состояния, потери чувства собственного
достоинства после очередного осознания отсутствия воли для преодоления пагубного
пристрастия;
Следует отметить, что патологическое пристрастие совершать многочисленные
ненужные покупки может быть обусловлено комплексом причин (Кукк В., 2007;
Демидова А., 2008):
- психологическими травмами в детстве;
-дефицитом гормона серотонина;
-низкой самооценкой, глубокими внутренними конфликтами, однообразной и
монотонной жизнью;
-одиночеством, горем, разочарованием, неудовлетворенностью жизнью, работой,
детьми, партнерами;
-навязчивым влиянием рекламной информации;
-неудачами в личной жизни и сексуальной неудовлетворенностью.
Результаты исследований с помощью магнитно-резонансной томографии показали (Деппе
М., 2008), что при ониомании значительно ухудшается функционирование части
мозга, ответственной за логическое мышление.
Таким образом, с учетом весьма широкого спектра причин формирования ониомании
и инициируемых этим навязчивым пристрастием негативных последствий социального,
экономического и валеологического характера, весьма актуальной является проблема
разработки эффективных методов её профилактики и лечения.
В настоящее время для нейтрализации ониомании используются следующие методы:
-информационной самоизоляции от рекламы (Пономарев П., 2006);
-планирования своих финансовых расходов путем формирования списков предметов
первоочередной потребности (Горина Е., 2007);
-овладения психологическими приемами нейтрализации волны « симптомов
ониомании»;
-применения антидепрессантов (циталопрама и др.).
Однако длительное применение антидепрессантов чревато формированием
негативных побочных эффектов, а традиционные психологические приемы (психотренинги),
требуют для их освоения мобилизации воли и желания, что не вполне приемлемо для
лиц, склонных к пагубным пристрастиям.
По мнению автора предлагаемой разработки, для эффективной и общедоступной
нейтрализации ониомании необходимо создание возможности получения покупателем
сигнальной информации о появлении симптоматики присущей ему навязчивой
магазинной зависимости в реальном режиме времени ( т.е. именно в момент желания
совершить очередную, логически необоснованную покупку). Практически, это можно
реализовать путем разрыва типологической поведенческой цепочки совершения
взаимосвязанных последовательных действий, характерных для проявления ониомании:
возникновение логически необоснованного навязчивого желания приобрести очередную
вещь – движение руки к кошельку – отсчитывание требуемой суммы – приобретение
товара.
Для практического осуществления предлагаемой психотехнологии нейтрализации
ониомании предусматривается закрепление на внутренней поверхности кошелька
любого типа плоского миниатюрного аппликатора, состоящего из микровибратора,
светоизлучателя, звуковоспроизводящего устройства и пористого носителя,
пропитанного эфирным маслом. Электронные элементы аппликатора ( миниатюрные
свето, акусто и виброизлучатели) включатся с помощью микровыключателя именно в
момент открывания кошелька. При этом покупатель получает полисенсорную (
акустическую, вибротактильную, световую и обонятельную ) сигнальную информацию –
напоминание о наличии у него склонности к ониомании и, в связи с этим,
необходимости осуществления самоконтроля за совершением своих действий исходя из
соображений финансовых возможностей и логической целесообразности необходимости
очередного приобретения.
Следует отметить, что разработанный аппликатор обеспечивает формирование
полисенсорного психологического якоря, который в момент открывания кошелька
выполняет функцию внешнего комплексного стимула для быстрого формирования
ответной реакции (осознания наличия склонностей к бессмысленным приобретениям).
Это способствует более эффективному использованию приемов рассудительной и
информационной психотерапии для своевременной нейтрализации ониомании.
Акустический сигнал аппликатора, генерируемый с помощью миниатюрного
звукозаписывающего устройства, может быть сформирован в виде воспроизведения
неслышимого для окружающих сигнального звука или любого ключевого слова (
например, слова «стоп»). В качестве аромаякоря используется пористый носитель,
пропитанный эфирным маслом, способствующим нейтрализации характерного для
ониомании состояния депрессии (например, эфирным маслом лаванды). Это позволяет
целенаправленно воздействовать как на первую, так и вторую сигнальные системы
человека, а также формировать психологический якорь в любой индивидуально
предпочитаемой модальности – кинестетической, аудиальной, визуальной и
обонятельной.
Таким образом, предложенная психотехнология расширяет реальные
возможности общедоступной нейтрализации ониомании, что особенно актуально для
периодов финансовых кризисов, инициирующих формирование у значительной части
населения состояние хронического стресса , устранение которого многие пытаются
осуществить путем реализации пагубных различных пристрастий, к которым относится
и « навязчивая магазинная зависимость», имитирующая временное ощущение состояния
суррогатного счастья.