Песочная терапия
Вы, наверное, замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают увлечённо строить замки из песка? И это неслучайно.
Психотерапевты утверждают: занятия с песком оказывают самое благотворное
влияние на психику человека - избавляют от негативных эмоций, переживаний и даже
помогают найти пути решения проблем.
Сила песка
Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки и
пропускать песчинки сквозь пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют
чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.
Песок - это природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению
с другими материалами для творчества - глиной, пластилином, красками - он имеет
ряд преимуществ.
Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых
умений. Сделать что-то не так невозможно, что особенно важно для тех, кто привык
строго оценивать себя. Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои
переживания в слова - например потому, что они очень остры и болезненны или
просто потому, что человек не обладает даром красноречия.
Но даже если психолога нет рядом, вы можете воспользоваться самотерапией,
особенно если вас что-то тревожит. Спектакли на песке - очень действенный способ
расслабиться, зарядиться оптимизмом и «зарыть» в землю негативную энергию.
Конечно, если проблемы копились долго, за один миг всё не исчезнет. Так что,
если есть желание повторить, включайте фантазию - и вперёд.
На пляже и дома
За песочной терапией ехать на пляж не обязательно. Песочницу можно соорудить в
«домашних условиях».
«Обычно используется деревянный ящик размером 50х70 см, - рассказывает
психотерапевт Анна АРУТЮНЯН.
- Дно ящика, выкрашенное в голубой цвет, обозначает воду, море; голубые борта -
воздух и небо. На дно насыпается мелкий морской песок слоем примерно 8 см.
Выкладываются различные игрушки - машинки, фигурки людей и животных, растения,
игрушки из «киндер-сюрпризов», камешки и т. д. - то есть всё, что может отражать
реальную жизнь.
Как правило, психотерапевт просит клиента создать на песке свою страну или свою
семью. В зависимости от того, какие фигурки использовались в композиции, можно
делать выводы о внутренних, часто неосознаваемых тревогах, надеждах, конфликтах
человека.
Например, фигурки в виде раковин, пещер символизируют женское начало. Если
женщина помещает в раковину бусинку, значит, она или уже беременна, или
планирует беременность. Большое количество морских тварей может означать наличие
серьёзных внутренних заболеваний, о которых человек может ещё не знать, потому
что они пока никак себя не проявили. В таком случае можно посоветовать
обследование у врачей.
Когда творение закончено, оно обсуждается вместе со специалистом: «А что это
означает?», «Что вы хотели бы изменить?». Когда человек находит объяснение своим
переживаниям, он, во-первых, успокаивается, обретает чувство определённости и
уверенности, во-вторых, подсознательно настраивается на изменения и быстрее
находит пути разрешения проблем (не ладящиеся отношения с родителями, мужем,
коллегами по работе), которые определяют наши поступки.
Как это выглядит на практике? Скажем, человек на приёме у психотерапевта
жалуется на то, что у него не получается завязывать отношения с людьми,
почему-то все его избегают. Хотя сам он считает себя очень открытым и
дружелюбным.
Но «его страна», построенная в песочнице, окружённая пушками и заборами, выдаёт
прямо противоположное, то, что ускользало от его сознательного восприятия: его
закрытость и даже агрессивность по отношению к окружающим. Стоило убрать заборы
- и уже подсознательно начались изменения. Он даёт себе новую установку... и
вдруг люди становятся дружелюбнее.
Другой пример. Приходит на консультацию мама с дочкой 12 лет. Мама утверждает,
что дочка не идёт на контакт. Кстати, это обычная просьба родителей: «Сделайте
что-нибудь с ребёнком, чтобы мне с ним было «удобно».
Начинают строить «свою страну». Мама сразу проводит линию - делит песочницу
пополам. Дочка предлагает сделать мостик, чтобы ходить друг к другу в гости.
«Нет, у меня вот здесь армия на границе стоит, какой мостик?»
- «Тогда давай у нас самолёты друг к другу будут летать». «Да ты что, - отвечает
мама, - какие самолёты?» Ну, и кто здесь не идёт на контакт -мама или дочка?
Из истории
Впервые в качестве «средства лечения» песок открыл швейцарский психоаналитик и
философ Карл Гюстав Юнг. Он утверждал, что «часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьётся разум». А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, -
это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное,
показывая разуму возможности самоисцеления.
Опираясь на теорию Юнга, его ученица, психоаналитик Дора Калф, в 50-х годах
прошлого века создала песочную терапию (sand-play - по-английски «песочная
игра») - метод, который сегодня психологи и психотерапевты используют для работы
как с детьми, так и со взрослыми.
Источник: newsland.ru