Обучающий семинар «Другие», прошедший в Дарвиновском музее, поможет интеграции аутистов и людей с нарушением умственного развития
26 апреля в Государственном Дарвиновском музее состоялся обучающий семинар «Другие», посвященный вопросам интеграции людей с нарушением умственного развития и аутизмом путем создания положительных коммуникативных и познавательных навыков в условиях открытой социальной среды, развитию у них чувства социальной значимости и уверенности в собственных силах, формированию в современном обществе толерантного отношения к «другим» детям и взрослым.
В семинаре приняли участие более 50 специалистов по работе с инвалидами
учреждений культуры, психологи, учителя-дефектологи и представители общественных
организаций.
Со словами приветствия в адрес участников семинара выступил генеральный
директор «Института Профессиональной реабилитации и подготовки персонала» ВОС "РЕАКОМП"
Сергей Ваньшин.
В первой части для участников семинара Александр Колесин (артпсихотерапевт,
руководитель Центра творческой реабилитации «особых» детей, автор
арт-психотерапевтических программ, режиссер самодеятельного театра-студии «Театр
миниатюр» (г.Санкт-Петербург) провел мастер-класс на экспозиции Государственного
Дарвиновского музея с воспитанниками ГОУ специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида № 359 ЦАО.
Медицинский психолог Татьяна Бортенева представила доклад «Особенности
психической деятельности людей с интеллектуальной недостаточностью в контексте
музейного пространства», в нем она заострила внимание на основных параметрах
людей с ментальными нарушениями в развитии, которые необходимо учитывать при
социокультурной реабилитации.
Наталья Манелис (зам. директора Центра психолого-медико-социального
сопровождения детей и подростков с аутизмом (ЦПМССДиП), к.п.н.) в своем докладе
«Как общаться с аутичными детьми?» ответила на все важные вопросы, стоящие перед
сотрудниками музеев, педагогами и воспитателями. В своем выступлении она
поделилась своими впечатлениями о мастер-классе.
Наталья Попова (Председатель Правления РОО «Круг», старший научный сотрудник
Лаборатории проблем социокультурной реабилитации ИПИО МГППУ, председатель
оргкомитета фестиваля Протеатр, руководитель структурного подразделения ГБОУ ЦДТ
«Строгино») поделилась своим большим опытом работы с людьми, имеющими нарушения
в развитии, и продемонстрировала на фотографиях достижения своих воспитанников.
Ее рассказ продолжила Елена Зорина (преподаватель высшей квалификационной
категории дополнительного образования изодеятельности ГКУ Детского
дома-интерната «Южное Бутово»), она рассказала о значительном опыте
взаимодействия изостудии ДДИ «Южное Бутово» с музеями Москвы и также
продемонстрировала светлые и высокохудожественные работы своих воспитанников.
Социокультурную реабилитацию посетителей, имеющих нарушения интеллектуального
развития осветила Ольга Храброва (с.н.с. отдела научной популяризации и музейно
педагогики ГБУК «Государственный музей-заповедник "Царицыно"»).
Большой интерес вызвал доклад Ирины Калининой (преподаватель высшей
квалификационной категории, учитель-дефектолог ГОУ специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида № 359 ЦАО). Именно ее воспитанники приняли
участие в мастер-классе, они удивили всех присутствующих. Не каждый условно
здоровый взрослый согласится, чтобы за его спиной во время изучения экспозиции
стояли десятки людей, и мужество детей с аутизмом, не только выдержавших час
такого напряжения, но и общавшихся с артпсихотерапевтом, вызывает глубокое
уважение. Многие участники семинара отметили важность того бесценного опыта,
частичку которого передала им Ирина Валентиновна.
О незнакомом нам «празднике» День, редких болезней, который проводится 29
февраля, рассказала Снежана Митина (президент Межрегиональной общественной
благотворительной организации инвалидов «Союз пациентов и пациентских
организаций с редкими заболеваниями»). Она рассказала о подвиге родителей, не
только не бросивших своих детей, которым ежедневно требуются дорогостоящие
лекарства для сохранения жизни, но и их колоссальной работе по созданию
комфортной и наполненной радостными событиями жизнью.
Рабочую часть семинара завершил Круглый стол по вопросам взаимодействия и
совместной работы всех специалистов, направленной на социокультурную
реабилитацию и интеграцию в общество людей с нарушением умственного развития и
аутизмом.