Итоги круглого стола, приуроченного к Всемирному дню распространения информации об аутизме
2 апреля Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» провела круглый стол, приуроченный к Всемирному дню распространения информации об аутизме и посвященный вопросам диагностики, коррекции и реабилитации людей с аутизмом.
В мире примерно из 88 детей, один страдает расстройством аутистического
спектра (РАС), из них выявленный диагноз «аутизм» приходится на 54 мальчика или
на 252 девочки (10 лет назад статистика была - 1 случай аутизма на 10000
родившихся). Дети, подростки и взрослые люди, страдающие аутизмом на протяжении
многих лет не получали признания своих талантов, знаний, особенностей, любви и
поддержки.
В 2008 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля днем распространения
информации об аутизме. В этот день общественные организации всего мира,
родители, специалисты, работающие в этой области, стремятся донести до граждан
всех стран информацию о проблеме аутизма, которая требует самого пристального
внимания и изучения.
Назвать точное количество детей - аутистов в России невозможно, в связи с
тем, что аутизм маскируется под другие психиатрические диагнозы. Общеизвестно,
что помощь детям с аутизмом должна быть комплексной при ведущей роли
психолого-педагогических методов, требующих специальных форм, методов и условий
коррекционного воспитания и обучения.
Попытки сделать образование для детей с аутизмом исключительно инклюзивным не
имеют под собой достаточного научного обоснования и нарушают права детей с
аутизмом. Более 80% родителей детей с аутизмом считают отсутствие специальных
образовательных учреждений, главной проблемой, мешающей получению детьми
образования. В Санкт-Петербурге есть одно государственное учреждение - ГБОУ для
детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад №
687 компенсирующего вида «Центр реабилитации ребенка», которое обучает детей с
аутизмом. Затем родители вынуждены переводить детей в школы VIII-го вида, либо в
коррекционные или на надомное обучение, где отсутствуют специальные
образовательные методики, лишают детей социума.
Люди с тяжелыми нарушениями развития, включая подавляющее большинство лиц с
аутизмом, нуждаются в медицинском, социальном, психолого-педагогическом и
юридическом сопровождения. Сопровождение человека с РАС должно начинаться с
момента его рождения и сохранять свою значимость в течение всей его жизни. В
целях профилактики социального сиротства и сохранения семьи, сопровождение
требуется не только ребенку, но и всей семье, в которой он воспитывается.
Об актуальности темы круглого стола и отсутствием комплексного подхода в
оказании помощи людям с РАС рассказала Урманчеева Маргарита Алексеева, президент
Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей
детей-инвалидов.
В рамках круглого стола Агапитова Светлана Юрьевна, Уполномоченный по правам
ребенка в Санкт-Петербурге рассказала о соблюдении прав детей с аутизмом, Жуков
Евгений Сергеевич, президент Санкт-Петербургского общественного фонда помощи
детям с особенностями развития «Отцы и дети» - о положении детей и молодых людей
с расстройствами аутистического спектра.
Профессор факультета психологии СПбГУ, специалист по детской клинической
психологии, Мамайчук Ирина Ивановна обосновала проблемы и необходимость в
социально-психологической помощи семьям с детьми с ранним детским аутизмом.
Особенности коррекционной работы с детьми с нарушениями аутистического
спектра на примере ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа - детский сад № 687 компенсирующего вида «Центр реабилитации
ребенка» представила директор Демьянчук Лариса Николаевна. Возможности
прикладного поведенческого анализа (АВА – терапии) продемонстрировала специалист
- Охонская Елена Александровна.
Попова Ирина Васильевна, исполнительный директор некоммерческого партнерства
поддержки людей с аутизмом и особенностями интеллектуального развития
«Счастливый дом» рассказала об опыте и необходимости сопровождаемого проживания
для молодых людей с аутизмом.
В экспертной группе круглого стола приняли участие: Краснов Борис Юрьевич,
заместитель директора Санкт-Петербургского государственного учреждения
здравоохранения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия»; Грубская
Анна Вячеславовна, заместитель начальника отдела образовательных учреждений
Комитета по образованию Санкт-Петербурга; Прокопенко Татьяна Владимировна,
ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию
Санкт-Петербурга; Колосова Галина Владимировна, заместитель председателя
Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга; Чеминава Теймураз Варламович,
начальник управления социального обслуживания Комитета по социальной политике
Санкт-Петербурга; Зубрилина Светлана Борисовна, советник депутата
Законодательного собрания Санкт-Петербурга Косткиной Л.А.; Карвасарская Ирина
Борисовна, ведущий психолог Санкт-Петербургского общественного фонда помощи
детям с особенностями развития «Отцы и дети»; Гаврилова Светлана Сергеевна, мама
ребенка-аутиста; Шарова Галина Владимировна, психолог, руководитель проекта
«Пространство Радости»; Рамонова Алена Александровна, психолог СПб КПОО «Адаин
Ло»; Соловьева Наталья Гертрудовна, музыкальный терапевт, руководитель
клинической программы Санкт-Петербургского Центра музыкальной терапии, а также
лидеры общественных организаций.
В рамках круглого стола родители детей и молодых людей с аутизмом имели
возможность задать волнующие их вопросы, получить компетентные комментарии и
обсудить с экспертами проблемные моменты.
По завершению круглого стола обсуждение по теме аутизма переместилось в
ГАООРДИ, где с 15.00 до 17.00 проходил телемост с Общественной палатой РФ
(г.Москва).