Материал добавлен пользователем brusilovskyОткуда берется глупость, или Секрет полового просвещения
Новый учебник издательства ЭКСМО называется «Как учиться легко» и предназначен
родителям школьников, их бабушкам и дедушкам*. Название говорит за себя: книга
призвана обеспечить ребятам комфортную учебу, помочь вступить во взрослую жизнь
с обширными познаниями далеко за пределами скудной «общесредней» программы.
Предлагаем вам беседу с соавтором учебника А.М. Черницким, в которой мы
постарались затронуть хотя бы отдельные аспекты сравнительно небольшого, но
плотно насыщенного текста.
– Начну с
уточнения. Вас именуют писателем, публицистом, политологом, специалистом по
связям с общественностью. Все правильно?
– Действительно,
свыше полутора десятков моих книг посвящены истории и психологии, хотя
публицистики с литературой тоже, конечно, никто не отменял. Разве что
политологии в книгах о воспитании места не нашлось – почти. Кстати, тома на эту
тему мы отписывали в соавторстве с Виктором Степановичем Бирюковым, он
специалист по социальной философии – незаменимой науке в сложнейшем деле
психологии воспитания.
– Александр
Михайлович, полтора десятка опубликованных книг – впечатляет. Как пишут в
соцсетях, решпект и уважуха!
– Саша, всего
опубликованы около сорока моих книжек, включая не только научно-популярные, но
документальные и приключенческие. Правда, на деле их больше.
– Что вы
имеете в виду? Как собственноручно написанные книги можно подсчитывать
по-разному?
– Ваш покорный
слуга не учитывает переизданий уже увидевших свет книжек, то есть «около сорока»
– это без перепечаток. Ну, а части переизданий вообще ни один нормальный автор
учитывать не станет.
– Откройте
тайну, как можно по-разному считать переиздания одних и тех же книжек?
– Некоторые мои
сочинения перевыпущены пиратами, и учет таких книг некорректен. Причем даже
крупнейшие издательства подчас не в силах «дотянуться» до иных пиратов, к
примеру, одни жулики зарегистрировали свой сайт аж в Эквадоре. Впрочем, мы
сильно отклонились от предмета разговора?
– Тогда вернемся
непосредственно к теме интервью (хотя издательская «кухня» в вашей подаче
захватывающе интересна). Так, в учебнике «Как учиться легко» вы с соавтором
останавливаетесь на пользе чтения, которая несопоставима с прочими способами
тренировки ума. Разъясните этот момент.
– Понимаете, для полноценной
работы мозгу необходим интенсивный обмен информацией с внешним миром на
протяжении всего бодрствования. Для выдачи информации во внешнюю среду мы
облекаем мысли в слова: производим вербализацию. Назад мы получаем информацию в
виде слов, которые претворяем в мысли – девербализуем. Однако эти каналы-«словопроводы»
не равноценны, ибо вербализация требует гораздо меньших усилий, нежели обратный
процесс – девербализация.
– Иными словами, чтение – это
и есть девербализация?
– Девербализация
осуществляется также при глубоких размышлениях и выслушивании окружающих. Эти
занятия требуют интеллектуального напряжения, которое болтунам в тягость.
Первопричина – лень, нехватка воли, что оборачивается активным нежеланием
нагружать «серое вещество». С годами даже незначительные умственные усилия
вызывают отвращение – развивается фронемофобия, и человек перестает воспринимать
мало-мальски сложную информацию.
– Чем чревата эта самая...
фронемофобия?
– Почти не получая подпитки
чужими мыслями, чересчур говорливые Homo Sapiens «выбалтывают» себя, теряют
контроль над речевым аппаратом и несут белиберду из штампов, например, о погоде.
Такого рода пустая болтливость – верный признак глупости. А глупость – первый
шаг к шизофрении, сумасшествию, когда часть сознания воспринимает себя другой,
более значительной личностью: Чингисханом, Наполеоном, Пушкиным, Моцартом,
Гейтсом, президентом, депутатом и так далее. Не зря «шизофрениия» переводится с
греческого как «расщепление ума».
– Иначе говоря, при сильном
душевном разладе, тяжком внутреннем конфликте часть сознания начинает
воспринимать себя великой личностью, которая вступает в противоречие с
«исходной» частью сознания. Можно ли констатировать, что чтение – лучшая
профилактика шизофрении?
– Однозначно:
без чтения личность вырождается. Недаром Дидро пригвоздил: «Люди перестают
мыслить, когда перестают читать». Вот и знаменитый Казанова – ох и неглуп был! –
предупреждал: «Не приведи Господь оспаривать человека, который прочел только
одну книгу, хотя бы и умнейшую из всех». А по мнению книговеда Рубакина, «чтение
есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей». Между тем
единство психически здоровой личности должно сохраняться всю жизнь, наш
интеллект вообще рассчитан на сотни лет – гораздо дольше других ресурсов
организма.
– Послушайте, но родители,
особенно бабушки с дедушками, сетуют на то, что современные дети перестали
читать. Свидетельствует ли сие о глобальной деградации?
– Из пальца высосанное
заблуждение. Да, дети и взрослые меньше прежнего читают «бумажных» книг. Но!
Изменились носители, мы теперь читаем с компьютеров, планшетов, телефонов.
«Читаем» – ключевое слово. Подобно мышцам или половой системе, мозг
атрофируется, когда им мало пользуются. Ближе к пятидесяти годам острота ума
падает, и резко увядает память, что и требуется для диссоциации (расщепления
сознания, о котором говорилось). Врачи констатируют слабоумие (деменцию, то бишь
безумие) – разновидность шизотипического расстройства. Людей на пороге такого
диагноза сразу видно: они ничего не читают, чем некоторые – увы! – гордятся.
– Можно ли констатировать,
что детям мешают упражнять чтением голову те взрослые, которые сами не привыкли
этого делать?
– Уж если мама не пристрастилась
к книгам, ей будет обидно, когда Наденька глотает их вместо болтовни о засолке
огурцов. Если папа не знает, какой кнопкой запускается компьютер, то постарается
оторвать свого Игорька от монитора: «Иди постучи в бадминтон, а то станешь
очкастым». В итоге взрослые дурни (простите!) растят на смену дурней маленьких.
– Но разве от долгого чтения
и бдений за компьютером не развивается близорукость?
– Ну и что ужасного? Есть очки,
контактные линзы. Это лет сто назад очки были диковинкой, когда 4/5 жителей
России не умели читать и неграмотные не доверяли грамотным. Почтальон приносил
свежую газету, и деревенские слушали, как ее по складам читает единственный
грамотей. Не привирал ли он? Этого люди проверить не могли и подозрительно
относились ко всем грамотным.
– Да, вы с Бирюковым
подметили, что слово «очкарик» в ту пору стало ругательным вроде «чужак», «не
наш», «слабак», «умник»...
– Этак неграмотные
«доказывали»: чтобы хорошо жить, необязательно владеть письменностью. В ходе
захвата Камбоджи в 1975-м красные кхмеры убивали всех очкариков, чтобы некому
было читать «вражескую» литературу. Да и сегодня слово «ботаник» носит
презрительный оттенок. Однако очки уравняли людей с плохим зрением и с
нормальным, появились нации очкариков, например, японцы. В Японии живут в
среднем 80 лет, а в России – 63 года.
– В общем, как вы пишете,
«близорукость не мешает долголетию». В реальности бояться «нужно не
близорукости, а глупости»?
– Нечего добавить!
– Но как рядовым родителям и
тем более бабушкам с дедушками изложить азы психологии вне ее связи с
сексуальностью? А ведь эта непростая связь открыта Фрейдом свыше ста лет назад,
и никому не удалось Фрейда опровергнуть, хотя попытки совершались тысячами!
– Видите ли, мы с языками не
дружим. Недавно коллега из Нидерландов поражался: «Как это, у вас даже пиарщики
позволяют себе не знать английского!» Спрашиваю: «Ты сам где родился-то?»
Отвечает: «В пяти километрах от границы с Германией, поэтому у нас все владеют
голландским, немецким и английским, мы же с Англией были когда-то в одном
государстве». Объясняю: «А Россия такая большая, что куда ни приедешь, хватает
русского языка».
– Вы это к чему?!
– К тому, что Фрейда неправильно
переводят на русский: под международным словом sex отец современной психологии
подразумевал «пол». Но невеждам взамен слышится «совокупление». А ведь для
сапиенсов пол – sex! – это судьба. «Мальчик или девочка?» – спрашиваем, когда
рождается ребенок. «Сексуальный» – свойственный данному полу, женскому или
мужскому. Постичь человеческую природу возможно исключительно через призму
сексуальности. Мы говорим «душа», подразумевая «пол»; мы говорим «пол»,
подразумевая «душа». Вот почему основы психологии можно смело растолковывать
кому угодно.
– Но отчего ж вы с соавтором
печалитесь, что и школа, и семья игнорируют столь важную тему, как половое
просвещение?
– Согласитесь, географию, мифы
и прочие премудрости вне рамок школьной программы можно постигать в любом
возрасте, хотя лучше пораньше. Но половое просвещение отложить нельзя, половая
зрелость наступает в строго установленный срок. Увы, у родителей вообще не
хватает духу этим заниматься, хорошо еще, если мать предупреждает дочку о скором
начале месячных, тогда ребенок хоть сознания не потеряет при виде кровотечения.
– Знаете ли, я тоже плохо
представляю, как буду заплетающимся от смущения языком разъяснять сыну и дочке,
что любовь женщин и мужчин, девочек и мальчиков, – это весьма хорошо, потому что
нормально...
– Правильно, самые авторитетные
для подрастающего человека люди стыдливо замалчивают чувственную любовь подобно
религиозным фанатикам. В итоге наше технологически продвинутое общество поражено
половым невежеством снизу доверху. А ведь под Солнцем нет ничего такого, о чем
добропорядочным родителям стыдно разговаривать с детьми. Все равно то, чего
ребенок не узнает «легальным» путем, он освоит в обход: от друзей и приятелей,
из интернета и порнофильмов.
– Может быть, это не самый
худший вариант, а?
– Да вы поймите, что качество
такого знания невысоко хотя бы потому, что его источники подобраны случайно, а
информация из них потребляется хаотично, бессистемно. Неудивительно что ребенок
впоследствии изучает подробности на личном опыте, включая сверхранние
беременности и передающиеся половым путем заболевания. И уж тем более некому
научить девушек получать удовлетворение в постели (у юношей с этим проблем
обычно не бывает), и примерно у 80% женщин – аноргазмия.
– Но на каждом шагу сериалы,
реклама, те же книги повествуют нам о необузданной женской похотливости?
– Эту сказку еще в древности
придумали постельные бездари мужского пола для оправдания неумения удовлетворить
женщину. В итоге 80% прекрасной половины постоянно лгут мужьям и бойфрендам о
своих неземных наслаждениях. А при этом всеми правдами и неправдами увиливают от
полового акта – процедуры для большинства милых дам негигиеничной, болезненной,
неприличной. Но мужчины рады верить в собственное половое «могущество» – это ж
проще, чем освоить элементарную половую грамотность. Между тем нет в природе
более похотливого существа, нежели самец Homo Sapiens.
– Позвольте, Александр
Михайлович, но уж в школе подобных секретов детям точно не откроют, да и нету
полового просвещения в образовательном стандарте!
– Да и вообще столь деликатная
тема лучше усваивается не в гогочущем классе, а в доверительной обстановке.
Поэтому все в руках родителей. Именно они – а не развратные гаврики из соседнего
двора – обязаны поведать о контрацептивах, презервативах, дефлорации, женском
оргазме. И уж тем более каждый ребенок должен знать, что ослепительное желание
совокупиться вызывается гормональной бурей, но не может быть поводом для
создания семьи.
–
Получается, зажатые, закомплексованные, плохо образованные,
инфантильные родители совершают двойную ошибку. Во-первых,
сами не занимаются половым просвещением чад, а, во-вторых, за уши оттаскивают их
от любой информации об интимной жизни?
– Верно,
Саша. Во многих семьях табуируется все, что связано с сексуальностью. Так
страус в минуту опасности прячет голову в песок – авось пронесет (вообще-то
распространенная метафора неточна: убегая от опасности, страус внезапно
вытягивается на земле посреди высокой травы, благодаря чему исчезает из поля
зрения преследователя). На самом деле проблемы следует не
пугливо замалчивать, а откровенно обсуждать. Да, можно блокировать доступ к
сайтам с «клубничкой», но ребенок обойдет запреты. И чем запретов больше и чем
они жестче, тем яростнее будет борьба с ними.
– Тут
уж не поспоришь: сладок запретный плод!
– Да,
можно ограждать ребенка от просмотра фильмов со сладострастными утехами, но все
усилия пойдут прахом. Школьник примется экономить карманные деньги и покупать
диски с «запрещенными» фильмами, побежит разглядывать половые акты на дисплеях в
гостях у друзей.
– То бишь
табуирование лишь заострит внимание ребенка на том, от
чего мама с папой хотят его оградить?
– Куда
умнее держать на видном месте диски с развивающими фильмами о сексуальной
стороне жизни, адаптированные для школьников книги того же рода. Конечно, в
вашем присутствии отпрыск постесняется их изучать, но уж стоит ему остаться дома
одному, как в сторону полетят все прочие интересы. Бояться здесь нечего;
напротив, ребенок благодаря ненавязчивому половому просвещению станет
авторитетом среди сверстников в весьма и весьма тонкой материи.
* Бирюков В., Черницкий А. Как учиться легко
(«Учебник для сознательных родителей»). – М.: ЭКСМО, 2014. – 224 с. ISBN:
978-5-699-74420-6.
Интервью по Skype взял Александр Брусиловский