Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Эмоционально-поведенческие расстройства у детей из семей социального риска (дисфункциональные
семьи с внутрисемейным стрессом) характеризуются высоким уровнем
психомоторного беспокойства с повышенной поведенческой активностью,
ситуационной тревожностью, часто встречающимися психосоматическими
расстройствами преимущественно со стороны кожной и дыхательной систем, а также
более низким уровнем социального адаптирования, что проявляется в снижении
школьной успеваемости и трудностях в межличностных отношениях.
Основной задачей комплексного лечения детей с эмоционально-поведенческими
проблемами является не патогенетическая терапия, так как собственно
психических расстройств при этих состояниях не отмечается, а терапевтическая
подготовка к решению реабилитационных и социотерапевтических задач, включая
методы психокоррекционной помощи.
Общее количество детей, принимавших участие в исследовании, составило 60
человек. Они получали консультативно-диагностическую и социореабилитационную
помощь в Центре социально-психологической помощи семье (г. Москва). В
соответствии с принятой в России периодизацией, а также с учетом
психоэмоционального статуса и социального функционирования обследованные дети
разделены на следующие подгруппы — дети дошкольного возраста от 4 до 6 лет
включительно (12 человек); от 7 до 11 лет (16 человек) и 12–16 лет (32
человека).
Группа детей малолетнего возраста до 11 лет составила 28 человек (средний
возраст 7,8 года); группа подростков составила 32 человека (средний возраст
13,5 года).
Основными методами исследования являлись:
- клинико-психопатологический;
- клинико-психологический (патопсихологическое исследование с
использованием рисуночных проективных методик — рисунок «человек», рисунок
«моя семья»;
- социально-психологический с оценкой семейного статуса ребенка и роли
семейного окружения в формировании психоэмоционального состояния обследуемых
детей.
Карта исследования включала сведения о семейном статусе ребенка, основной
форме жизнедеятельности (дошкольник, учащийся), о степени выраженности
клинических признаков тревожных расстройств, поведенческих расстройств (гиперактивное
поведение), вегетативных расстройств и нарушений сна.
Для оценки терапевтической активности препарата использовали данные
снижения уровня тревожности по показателям проективных рисуночных тестов;
данные госпитальной шкалы оценки тревоги (HADS) с динамической характеристикой
клинико-психологических проявлений тревоги; данные шкалы общего клинического
впечатления (ее показатели соответствуют показателям шкалы тревоги Гамильтона)
для количественной оценки терапевтического спектра и эффективности препарата.
По шкале общего клинического впечатления учитывались следующие параметры
психического состояния:
- ситуационная тревога, включая усиление тревожных форм реагирования при
осмотре в кабинете или при изменении ситуации (дополнительное лабораторное
исследование, появление новых лиц в окружении, дополнительное включение
других детей в ситуацию обследования);
- постоянная малодифференцированная тревога;
- дифференцированные страхи, связанные с природными явлениями (темноты,
высоты, грозы, громких и резких звуков);
- дифференцированные страхи, связанные с социальным окружением; социофобии
(страх остаться одному, быть закрытым в ограниченном помещении, школьные
страхи);
- оценка самочувствия;
- оценка напряжения (состояния дрожи, внутреннего беспокойства, трудности
расслабления);
- расстройства сна (медленное, более часа, засыпание, частые пробуждения,
кошмарные сновидения);
- ситуационная гиперактивность;
- двигательное беспокойство с повторяющимися действиями, беспокойной
жестикуляцией, вредные привычки (грызение ногтей);
- вегетативные дисфункции (суточные колебания артериального давления,
сердцебиение, чувство сжатия в груди, функциональные затруднения дыхания
(частые вздохи), потливость, приливы жара и холода, сухость во рту);
- суточные колебания настроения, эмоциональная лабильность, частые
состояния подавленности.
Для оценки психоэмоционального состояния и уровня тревожности обследуемых
детей дополнительно использованы следующие методы:
- структурированное интервью родителей;
- шкала тревоги Гамильтона (у подростков);
- проективный рисуночный тест (по Маховеру) — «человек», «семья» (дети
4–11) лет с использованием цветовых тематических обозначений
(предпочтительный цвет, являющийся «положительным» и «отрицательным» для
каждого из эмоционально значимых взрослых в окружении обследуемого ребенка,
что коррелирует с использованием теста Люшера у малолетних детей).
Динамика состояния оценивалась в виде качественной характеристики по
следующим показателям:
- большое улучшение;
- небольшое улучшение;
- изменений нет;
- ухудшение в виде значимого усиления патологических проявлений.
До начала лечения в психоэмоциональном состоянии детей наблюдались
следующие особенности: дети остро реагировали на неудачи, обнаруживали
неустойчивость настроения, плохо контролировали свои эмоции, испытывали
трудности приспособления к новым средовым условиям, в том числе к ситуации
обследования. Для них также была характерна отвлекаемость, недостаточная
концентрация внимания, сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы.
Поведенческая активность детей отличалась избытком побуждений, которые не
находили разрядки в реальных занятиях и при выполнении заданий, а, наоборот,
ухудшали показатели результативности, что также приводило к повышению
тревожности, когда возникала необходимость оценки результатов деятельности.
При беседе и по данным структурированного интервью родителей дети проявляли
себя и характеризовались недоверчивыми, чрезмерно обидчивыми, у них
отсутствовала достаточная гибкость и подвижность в межличностном общении со
сверстниками; чаще в игровом или средовом общении наблюдались негативизм,
упрямство.
Динамика состояния оценивалась на 7/14/28/56 день наблюдения, параллельно с
проводимыми социотерапевтическими мероприятиями.
В процессе терапии Персеном в группе детей 4–6 лет показатель тревожности
по данным проективных рисуночных тестов с использованием цветовых обозначений
снизился к 14 дню наблюдения (2-й срез психоэмоционального состояния) на
40,5%, а у детей 7–11 лет на 60,4%. Во всех случаях с положительной динамикой
отмечалось перемещение цветовых выборов с позиций «серого», «серо-черного»,
«коричневого», «фиолетового» цветов на цвета с положительно-значимыми
эмоциональными характеристиками: «светло-зеленый», «голубой», «оранжевый».
После проведения курса (56 дней — 4-й срез психоэмоционального состояния)
обнаружилось снижение частоты встречаемости значений цветов, несущих
негативное эмоциональное значение («серый», «черный», «коричневый», а также
дополнительных ахроматических цветов. У детей 4–6 лет — на 48,6%, в группе
детей 7–11 лет — на 71,8%, что обнаружило устойчивые корреляции с клинической
динамикой: уменьшилась тревожность, общее беспокойство, появилась большая
уверенность в реакциях при повторных обследованиях в сочетании с желанием
самостоятельно действовать и принимать решения в ситуациях игры, выбора,
оценок (табл. 1).
Таблица 1. Динамика эмоционально-поведенческих расстройств по шкале общего
клинического впечатления
В целом шкала общего клинического впечатления указывает на терапевтическую
эффективность Персена (табл. 2). Динамика состояния всех детей-пациентов к
концу курса терапии была положительной; у 70% достигнута оценка «большое
улучшение». Ни у одного из пациентов не было диагностировано «ухудшение
состояния».
В структуре эмоционально-поведенческих расстройств ведущим нарушением
являлось состояние малодифференцированной тревоги с ситуационным усилением
тревожного аффекта в сочетании с двигательным беспокойством и вегетативными
дисфункциями, что в целом характерно для состояний хронического эмоционально
значимого стресса у детей с преимущественно поведенческими и личностными
изменениями, а не собственно невротическими расстройствами. Положительная
динамика действия Персена преимущественно проявляется в первую неделю приема,
и наиболее значимой она оказалась для таких признаков, как
«малодифференцированная тревога», дифференцированные страхи, связанные с
природными явлениями (темнота, высота, резкие звуки). Более устойчивыми
признаками оказались такие признаки, как «дифференцированные страхи, связанные
с окружением», и «ситуационная тревожность», что указывает на относительную
устойчивость тревожности на личностном регистре реагирования к Персену.
Второй системой значимых показателей в своей положительной динамике
оказались такие показатели, как «эмоциональная и вегетативная лабильность в
сочетании с «нарушениями сна». Положительная динамика по этой системе
показателей также проявилась в течение 7–14 дня наблюдения.
В ходе исследования детей из семей социального риска с высоким уровнем
внутрисемейного стресса получены данные, свидетельствующие о том, что курсовая
длительная (не менее двух месяцев) терапия Персеном детей и подростков с
эмоционально-поведенческими расстройствами, характеризующимися доминированием
тревожного «избегающего» поведения, приводит к повышению субъективного
самочувствия, нормализации настроения с уменьшением эмоциональной лабильности
и снижением тревожности. Уровень терапевтической успешности применения Персена
определяется его влиянием в первую очередь на эмоционально-вегетативные
процессы с редукцией эмоциональной напряженности и лабильности, а также
вегетативных дисфункций и нарушений сна. Менее четко действие Персена
отражается на поведенческой активности. При снижении двигательного
беспокойства в целом, поведенческая и личностная активность за указанный
период терапевтического наблюдения существенно не изменилась.
Оценку безопасности и переносимости препарата проводили посредством
контроля нежелательных явлений, о которых сообщали родители детей, находящихся
на наблюдении, или которые замечал исследователь. В качестве побочных явлений
при применении Персена наблюдались:
- утренняя сонливость — 4 наблюдения в течение первой и второй недели
терапии; во всех случаях у малолетних детей (до 11 лет), что было связано с
подбором индивидуально значимой дозировки препарата. При снижении дозировки
и при адаптации к препарату явления утренней сонливости проходили;
- головокружения — 2 наблюдения; в обоих случаях отмечались признаки
вегетососудистой дистонии по гипотоническому типу;
- чувство слабости — 1 наблюдение.
Побочные явления в виде аллергических реакций в наблюдаемой группе детей не
отмечались.
Выделенные признаки побочных явлений наблюдались в течение первой, частично
второй недели приема, носили временный преходящий характер и были связаны с
подбором индивидуально значимой дозировки препарата и адаптацией к его приему.
Случаев выявления противопоказаний в процессе применения препарата не
наблюдалось.
Преимуществами Персена, которые делают его препаратом выбора для лечения
симптомов тревоги у детей, являются:
- Отсутствие влияния Персена на когнитивные функции и личностную
поведенческую активность, что субъективно отмечают как положительное
свойство препарата преимущественно родители курируемых детей.
- Спектр терапевтической активности, значимый для улучшения
психосоциального функционирования с преобладанием умеренно выраженного
седативного эффекта (уменьшение тревожности, напряженности, стабилизация
эмоциональной лабильности) в сочетании с эффектом нормализации
вегетативно-дистонических признаков и нарушений сна.
- Оптимальное сочетание терапевтической активности и безопасности
длительного приема препарата.
- Субъективно значимое для родителей преимущество препарата заключается в
том, что он не относится к лекарственным психотропным препаратам, но
обладает достаточно выраженным седативным действием и может назначаться
малолетним детям без рисков нарушений возрастного психологического развития.
Выделенные признаки спектра терапевтической активности и безопасности
делают его препаратом выбора для лечения эмоционально-поведенческих
расстройств с тревожным компонентом у детей и подростков. В целом препарат
следует использовать как быстродействующее симптоматическое средство,
поскольку он быстро купирует симптомы тревожности, напряженности,
эмоциональной лабильности с раздражительным компонентом, а также
вегетодистонические расстройства с нарушениями сна.