Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Нарушения когнитивных функций: возможности фармакотерапии
Л. Р. Зенков, доктор медицинских наук, профессор
Первый МГМУ им. И. М. Сеченова, Москва
Когнитивные расстройства представляют одну из основных проблем неврологии
и психиатрии и наблюдаются не менее чем у 20% детей и подростков [1].
Распространенность расстройств речи и языковых функций, включая нарушения чтения
и письма, 5–20% [4]. Расстройства аутистического спектра составляют до 17%
от всех амбулаторных психиатрических пациентов детского возраста [15, 35].
Дефицит внимания с гиперактивностью наблюдается у 3–7% детей [4]. Широко
распространены нарушения психологического развития, синдромы умственной
отсталости, эмоциональные расстройства и расстройства поведения. Наиболее часто
наблюдаются нарушения развития учебных навыков, моторных функций, смешанные
специфические расстройства развития [5].
Неясность и полиэтиологичность биологической природы когнитивных расстройств
ограничивает возможности их фармакотерапии, так что основной упор делается
на программы поведенческой, психологической, коррекционно-педагогической
реабилитации [2, 5, 8, 12, 36]. Вместе с тем продолжается поиск возможностей
фармакотерапии как вспомогательной по отношению к перечисленным выше подходам.
В плане исследования патогенеза когнитивных расстройств выявлена роль гетеро- и полигенных
наследственных факторов; обнаружены некоторые дисгенетические церебральные
нарушения, которые, однако, не имеют специфических черт; выдвинуты гипотезы
нейротрансмиттерной и нейромодуляторной дисфункции [2, 4–6, 12, 36]. Каждый
из перечисленных выше биологических факторов не является всеобъемлющим
и наблюдается только в ограниченных подгруппах расстройств. Поскольку реальные
возможности фармакотерапии в отношении наследственного фактора и фактора
дисгенетических структурных нарушений практически нулевые, фармакологическое
лечение на данном этапе перспективно только в отношении двух последних групп
факторов, предполагающих нейродинамический характер расстройств.
В течение в основном последнего десятилетия выявлена закономерная связь
когнитивных расстройств развития с эпилепсией и эпилептической активностью
в мозге. В какой-то период жизни эпилепсией страдает около 3–5% населения.
Дополнительно достаточно широко наблюдаются эпилептиформные разряды в ЭЭГ у лиц,
никогда не имевших эпилептических припадков [5]. Неконтролируемое
распространение спонтанных эпилептических разрядов с каскадообразным вовлечением
потенциально нормальных нейронов в патологическую синхронизацию вне припадков
ведет к невозможности выполнения ими нормальных функций, что проявляется всем
спектром когнитивных расстройств, кодируемых в МКБ-10 рубриками «F — Психические
и поведенческие расстройства» [5, 6].
По данным многих исследований, эпилептиформная активность наблюдается в ЭЭГ
пациентов с когнитивными нарушениями от 20% до 90% в зависимости от формы
патологии [5, 6, 13, 17, 18, 20, 27, 31, 33]. Таким образом, выявлена обширная
зона перекрытия расстройств когнитивного развития и фенотипа с эпилептиформной
и эпилептической активностью в ЭЭГ. Соответственно этому Рабочей группой
по классификации и терминологии Международной противоэпилептической лиги
в проект новой классификации эпилептических синдромов введена рубрика
«Эпилептические энцефалопатии», куда отнесены эпилепсии и эпилептические
синдромы, при которых эпилептические разряды в мозге приводят к прогрессирующей
мозговой дисфункции [18]. У значительной части пациентов с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностью обнаруживают эпилептиформные разряды в ЭЭГ [24].
Учитывая приведенные выше данные, лечение когнитивных расстройств проводится
исходя из учета природы этих нарушений. Каждый пациент с когнитивными
расстройствами должен быть подвергнут тщательному электроэнцефалографическому
исследованию, включая в случае необходимости длительный мониторинг
с регистрацией ЭЭГ сна. В зависимости от того, выявляется или нет
эпилептиформная активность, вырабатывается тактика лечения.
Фармакотерапия когнитивных расстройств, не связанных с эпилептическими
расстройствами
В случаях, когда электроэнцефалография не выявляет у пациента эпилептиформной
активности, выбирается препарат из группы ноотропов. Следует отметить, что
в отсутствии ясности патогенеза когнитивных нарушений этот выбор часто носит
случайный характер из числа многочисленных препаратов, в большом числе случаев
не прошедших соответствующего тестирования на эффективность. Так, анализ
литературы показывает, что в России предлагаются к применению (в алфавитном
порядке): Актовегин, Аминалон, аминокислоты, вальпроевая кислота, глицин,
Дельтаран, Дибазол, Инстенон, Кавинтон, Кортексин, Мексидол, мочегонные, мумие,
нейролептики, Пантогам, пентоксифиллин, Пикамилон, пирацетам, поливитамины,
прополис, Танакан, травы, Фенибут, Центрум, Церебрин, Церебролизин, янтарная
кислота и многие другие.
В большинстве случаев назначение их проводится в режиме полипрагмазии, причем
последовательно или одновременно назначается до 5–7 разных препаратов со сложной
сеткой их приема. Такой подход мотивирован стремлением удовлетворить
необоснованные надежды родителей на то, что какие-то таблетки «вылечат»
расстройство. В результате вместо планомерной психокоррекционной, когнитивной,
логопедической, поведенческой социореабилитационной педагогической работы,
ребенок подвергается многократным амбулаторным, а нередко и стационарным
врачебным контактам, вынужден принимать многочисленные (часто небезразличные для
психики, моторики и развития) препараты, приобретает патологическую
социопсихическую стигматизацию и ятрогенные нервно-психические синдромы, нередко
более тяжелые и опасные, чем первоначальное расстройство. Между тем в настоящее
время наработаны достаточно определенные установки в отношении коррекции
когнитивных нарушений. Решающей компонентой являются нелекарственные
коррекционные методы.
Наряду с коррекцией специфического нарушения, занятия прививают ребенку
представление о его адекватности, достоинстве и перспективности, что
несовместимо с полипрагмазией, которая вызывает у ребенка ощущение «больного»,
«не такого, как другие», способствует выработке рентных способов социального
взаимодействия. Поэтому назначение препаратов оправдано только в тех случаях,
когда имеются данные контролированных исследований, подтверждающие эффективность
препарата именно при данной патологии. В любых случаях рекомендуется монотерапия,
назначаемая в одном-двух приемах в день, что минимизирует чувство зависимости
ребенка от препарата. Продолжительность фармакотерапии должна быть не менее
3–8 месяцев, поскольку она предполагает компенсацию препаратом постоянного
нейрохимического дефицита, а не одноразовое и «навсегда» «излечение» [2–4, 30].
В контролированных клинических исследованиях показана эффективность ноотропов
пиритинола (Энцефабол), Инстенона и пирацетама (Ноотропил) [2–4, 10, 19, 26,
39–41]. Инстенон представляет собой комбинацию центрального стимулятора
этамивана, церебрального метаболика гексобендина и вазоактивного соединения —
этофиллина [26]. Этамиван активирует лимбико-ретикулярный комплекс, участвующий
в регуляции внимания, поведения, общего тонуса активности; гексобендин
способствует утилизации глюкозы и кислорода, участвует в синтезе
нейротрансмиттеров и регуляции синаптической передачи; этофиллин способствует
накоплению в тканях цАМФ и нормализации мембранных каналов [4, 26]. В испытаниях
Инстенона на здоровых людях 17–25 лет отмечается достоверное повышение
концентрации и поля внимания, а также кратковременной памяти [26] — функций,
нарушенных, в частности, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
Препарат применяется по 1,5–2,5 таблетки (в зависимости от возраста) в день
в двух приемах: утром и около двух часов дня.
Пиритинол (Энцефабол) представляет собой удвоенную молекулу пиридоксина.
Пиридоксин (витамин B6) является прекурсором глутамата и гамма-аминомасляной
кислоты (ГАМК) — главных нейротрансмиттеров в ЦНС, с чем, возможно, связаны его
ноотропные свойства. Пиритинол активирует метаболизм мозга, холинэргическую
передачу, способствует стабилизации мембраны нервных клеток, предотвращает
образование свободных радикалов, с чем, очевидно, связаны его нейропротекторные
свойства [2, 4, 7]. В экспериментах он улучшает межполушарное проведение нервных
импульсов, коррегирует пренатальные и перинатальные нарушения развития мозга
у мышей с гиперактивностью, нарушением обучения и координации [11, 25].
В контролированных исследованиях выявлены возможности фармакотерапии Энцефаболом
пациентов с задержкой общего и речевого развития, дисфазией, дислексией,
дисграфией и дезартикуляцией и трудностями обучения [2, 4, 30, 39].
В исследовании когнитивных электрических потенциалов мозга показано, что
улучшение при лечении пиритинолом обусловлено увеличением скорости и объема
перерабатываемой информации [22]. Препарат назначают в дозе 200–300 мг в сутки
в 2–3 приема.
В лечении диcлексии и связанных с ней расстройств речи в мультицентровых
плацебо-контролированных исследованиях показана эффективность пирацетама (Ноотропил).
Отмечалось не только улучшение чтения, но и вербальной памяти, понимания речи,
концептуализации, анализа значимых подробностей, информационной обработки
стимулов [10, 40, 41]. Нейрофизиологическое исследование когнитивных потенциалов
мозга показало активацию нейрональных механизмов анализа значения вербальных
стимулов [16]. При лечении когнитивных нарушений детского возраста Ноотропил
применяют в дозах 800–3600 мг в сутки утром и во второй половине дня. При
лечении дислексии, в соответствии с первыми исследованиями, рекомендуется режим:
3,3 г/сутки (8 мл 20% р-ра 2 раза в день) в течение учебного года.
Фармакотерапия когнитивных расстройств при эпилептических мозговых
дисфункциях и энцефалопатиях
При выявлении выраженной эпилептиформной активности или эпилептических
разрядов в ЭЭГ у пациентов с нарушениями когнитивных функций их характер
и локализация сопоставляются с клинической картиной когнитивных расстройств,
и в случае соответствия клинико-электроэнцефалографической корреляции какой-либо
из известных форм эпилептической энцефалопатии или эпилептической церебральной
дисфункции [5, 6] проводится терапия противоэпилептическими препаратами,
подавляющими эпилептиформную активность в ЭЭГ. Эффективное подавление
эпилептиформной активности в ЭЭГ открывает возможности для нормальной работы
мозга по приобретению и использованию когнитивных навыков и создает условия для
формирования нормальной социализации. Препаратом первого выбора в лечении
когнитивных эпилептических расстройств является вальпроевая кислота.
Предпочтительна форма с контролируемым высвобождением препарата (Депакин
хроно, Депакин Хроносфера), позволяющая поддерживать постоянную его концентрацию
в крови. Депакин Хроносфера представляет собой микрогранулы без запаха и вкуса,
которые добавляют в мягкую пищу. Это обеспечивает возможность лечения пациентов
с когнитивными расстройствами, неспособных самостоятельно контролировать прием
препарата. Доза под контролем ЭЭГ наращивается до возможно полного подавления
эпилептиформной активности. Если вальпроат не эффективен или имеются
противопоказания к его применению, преимущественным выбором является
леветирацетам (Кеппра). Препарат не только эффективно подавляет эпилептическую
активность, но и обладает собственными ноотропными эффектами, «унаследованными»
от пирацетама (Ноотропила), измененную молекулу которого он представляет (рис.
1) [32].
Препаратом, эффективным при эпилептических церебральных дисфункциях, является
также ламотриджин. При неэффективности собственно противоэпилептических
препаратов в случаях тяжелых расстройств речи, связанных с синдромами Ландау–Клеффнера
и «электрическим статусом в медленноволновом сне», применяют стероиды
и адренокортикотропные гормоны (АКТГ). Не рекомендуются карбамазепин,
окскарбазепин и фенитоин, как могущие усугублять эпилептиформную активность
и соответствующую симптоматику [5, 6].
Продолжительность противоэпилептической терапии при непароксизмальных
когнитивных эпилептических расстройствах составляет не менее 6 месяцев
от момента полного подавления эпилептиформной активности в ЭЭГ. При регрессе
когнитивных нарушений возможна попытка постепенной отмены терапии с шагом
уменьшения 1/4 суточной дозы в 3–4 недели с обязательным контролем ЭЭГ. При
возобновлении эпилептиформной активности рекомендуется возврат к дозе,
полностью подавляющей эту активность, и продление противосудорожной терапии
на 4–6 месяцев. Подавление эпилептической активности создает условия для
нормального развития, однако не приводит к немедленной нормализации когнитивной
функции, поскольку она не могла нормально формироваться в период, когда этому
мешали эпилептические разряды в мозге. Поэтому вместе с терапией, направленной
на основную причину расстройств (эпилептические разряды в мозге), возможно
применение собственно ноотропных препаратов, не противопоказанных при эпилепсии.
Инстенон как возбуждающий кору препарат противопоказан при эпилептических
расстройствах. Вместе с тем являются не обоснованными иногда встречающиеся
предостережения от применения классических ноотропов — пирацетама (Ноотропил) [29]
и пиритинола (Энцефабол) при эпилепсии. Проведенный нами метаанализ публикаций
по применению пирацетама при эпилепсии в базе данных highwire.stanford.edu,
включая PubMed, по ключевым словам «epilepsy piracetam» выявил 276 публикаций.
Среди них обнаружено 112 публикаций по эффективности пирацетама в лечении
миоклонических припадков и потенцировании эффективности противоэпилептических
препаратов при комбинированном их применении. Более 50 публикаций сообщают
об улучшении показателей ЭЭГ и уменьшении эпилептиформной активности при лечении
Ноотропилом. Ни в одной из публикаций не обнаружено данных об утяжелении
эпилепсии или об усилении выраженности эпилептиформной активности при применении
пирацетама. Опыт практического применения Ноотропила у детей с эпилепсией
в качестве корректора когнитивных нарушений показывает его эффективность
и безопасность [23, 28].
В исследовании Заваденко Н. Н. и др. (2006) при лечении детей с когнитивными
расстройствами без эпилептических нарушений показано достоверное улучшение
успеваемости по языковым дисциплинам, уменьшение общего количества ошибок при
чтении вслух, снижение числа ошибок по типу замены звук-буква, искажений
звукослоговой структуры слова, грамматических и общей суммы ошибок в диктанте,
улучшение показателей слухоречевой и зрительной памяти, устойчивости внимания
и работоспособности при лечении пиритинолом (Энцефабол) [4]. Учитывая, что
большое число пациентов с эпилепсией страдают нарушениями того же типа [13, 14],
мы провели собственное исследование допустимости и возможной эффективности
применения этого препарата в качестве дополнительной к противоэпилептической
терапии. Хотя в официальной аннотации к Энцефаболу нет противопоказания к его
применению при эпилепсии, таковые приведены в инструкции по применению препарата
в интернете. Анализ литературы не выявил публикаций о проконвульсивном его
действии в базе данных highwire.stanford.edu (всего 162 публикации с 1970
по 2010 гг.).
Более того, показано, что пиритинол активирует глутаматдекарбоксилазу, тем
самым увеличивая продукцию тормозного нейротрансмиттера ГАМК [37].
Соответственно этому показано антиконвульсивное действие пиритинола при
экспериментальной эпилепсии [34]. Это дало нам основание при информированном
согласии пациентов с эпилепсией применить Энцефабол по поводу жалоб на снижение
когнитивных функций [7]. Энцефабол назначался без изменения базовой терапии
антиконвульсантами в дозе 600 мг/сутки пациентам > 12 дет и 300–400 мг/сутки
младшим пациентам в течение не менее 6 недель. Тестирование ЭЭГ и когнитивных
функций проводилось до приема Энцефабола и через 6 недель приема препарата.
Проводилась общая шкальная (0–10) самооценка (или оценка родителями) когнитивных
функций и тест на чтение и понимание печатного текста по показателям скорости
чтения вслух, числа ошибок при чтении, меры понимания текста в % правильных
ответов на вопросы по содержанию.
Выбор теста чтения определился наиболее частыми жалобами пациентов
на затруднения работы с текстами, что соответствует данным о специфическом
нарушении при эпилепсии когнитивных процессов, связанных с последовательной
обработкой информации [21]. Проведенное нами сравнение показателей группы
здоровых и пациентов с эпилепсией до лечения Энцефаболом по тесту чтения
показало у пациентов с эпилепсией значимо меньшую скорость чтения (P < 0,001),
худшее понимание текста (P < 0,005), большее число ошибок (P < 0,005). Наше
исследование показало отсутствие утяжеления припадков и выраженности
эпилептиформной активности в ЭЭГ на лечении Энцефаболом, что подтвердило
безопасность его применения при эпилепсии. Компьютерный анализ спектральной
мощности в ЭЭГ показал достоверное уменьшение в диапазоне патологической
дельта-активности в правой височной и лобной областях, что соответствует
улучшению объективных показателей по проведенным тестам (рис. 2).
По данным общей самооценки (или оценки родителями) на лечении Энцефаболом
улучшение когнитивного функционирования наблюдалось у 75% обследованных и было
по группе значимо (до Энцефабола 4,8 ± 0,4, после 6,4 ± 0,3, P < 0,02). Значимое
улучшение наблюдалось в отношении скорости чтения и числа ошибок (табл.).
Хотя улучшение по пониманию текста было статистически не значимым внутри
группы пациентов, мера улучшения, однако, оказалась достаточной для
нивелирования различий между группой нормы и пациентами на лечении Энцефаболом (до лечения
различия между здоровыми и пациентами были статистически значимыми — P < 0,005).
Таким образом, Энцефабол оказался безопасным препаратом в лечении когнитивных
эпилептических расстройств и эффективным в отношении коррекции клинических
проявлений и лежащих в их основе нейрофизиологических нарушений, тестируемых
электроэнцефалографией [7].
Алгоритм фармакотерапии когнитивных расстройств детского возраста выглядит
следующим образом (рис. 3). Пациент обследуется неврологом и психиатром
с обязательным исследованием ЭЭГ. При выявлении эпилептиформной активности,
соответствующей характеру когнитивных нарушений, пациента следует лечить
противоэпилептическими средствами, подавляющими эпилептиформную активность.
В случаях недостаточно активного восстановления когнитивных функций
применяются дополнительно ноотропы, не снижающие порог судорожной готовности.
При отсутствии эпилептиформных изменений в ЭЭГ применяется фармакотерапия
ноотропами в соответствии с формой когнитивного расстройства. Во всех случаях
основой является психологическая, социальная, семейная, когнитивная,
поведенческая, логопедическая коррекция по специальным программам. Лечение
когнитивных расстройств задача хотя и трудная, но достаточно благодарная.
Процент в общей популяции, к примеру, речевых нарушений значительно сокращается
с возрастом, что говорит о тенденции к самокоррекции и, естественно, высокой
перспективности настойчивых медикаментозных и немедикаментозных терапевтических
усилий.
Литература
- Антропов Ю. Ф. Психическое здоровье детей и подростков. В кн.: Депопуляция
в России: причины, тенденции, последствия и пути выхода: Всерос. науч. конф.,
Москва, 6 дек. 1996 г. / Отв. ред. А. Е. Иванова, Н. И. Кожевникова. М.: Моск.
гос. соц. ун-т. 1996 ч. III, с. 40–41.
- Заваденко Н. Н., Петрухин А. С., Белоусов Ю. Б., Суворинова Н. Ю.
Фармакотерапия гиперактивности с дефицитом внимания у детей: зарубежный
и российский опыт // Фарматека. 2006. Т. 7. С. 62–70.
- Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Терапевтическое действие разных доз
ноотропила при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Журнал
неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2004. Т. 104. № 3. С. 32–37.
- Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Трудности школьного
обучения: гиперактивное расстройство с дефицитом внимания и дислексия //
Педиатрия (приложение к Consilium medicum) 2006. Т. 08. № 2. Болезни нервной
системы.
- Зенков Л. Р. Непароксизмальные эпилептические расстройства (руководство
для врачей). М. «МЕДпресс-информ». 2006.6. Зенков Л. Р. Нейропатофизиология
эпилептических энцефалопатий и непароксизмальных эпилептических расстройств
и принципы их лечения // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2010.
№ 2. С. 26–33.
- Зенков Л. Р., Зенкова А. Л. Клинические, когнитивные и ЭЭГ показатели
в процессе лечения пиритинолом (Энцефабол) больных эпилепсией // Новые
информационные технологии в медицине, биологии, фармакологии и экологии.
Украина, Крым, Ялта-Гурзуф. Минздравсоцразвития. Журнал «Открытое
образование». 2010. С. 169–171.
- Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников.
СПб., 2002.
- Энцефабол (Encephabol) Pyritinol / Справочник Видаль. Лекарственные
препараты в России: справочник. М.: АстраФармСервис, 2007. С. Б1240–Б1241.
- Ackerman P. T., Dykman R. A., Holloway C. et al. A trial of piracetam in
two subgroups of students with dyslexia enrolled in summer tutoring // J Learn
Disabil. 1991. V. 24. P. 542–549.
- Benesova O. Brain maldevelopment and delayed neuro-behavioural deviations,
induced by perinatal insults, and possibilities of their prevention // J Hyg
Epidemiol Microbiol Immunol. 1983. V. 27. P. 373–380.
- Berney T. P. Autism; an evolving concept // The British Journal of
Psychiatry. 2000. V. 176. P. 20–25.
- Butler C. R., Zeman A. Z. Recent insights into the impairment of memory in
epilepsy: transient epileptic amnesia, accelerated long-term forgetting and
remote memory impairment // Brain. 2008. V. 31. P. 2243– 2263.
- Carreno M., Donaire A., Sanchez-Carpintero R. Cognitive disorders
associated with epilepsy: diagnosis and treatment // Neurologist. 2008. V. 14
(6 Suppl 1): S26–34.
- Chakrabarti Suniti, Fombonne Eric. Pervasive Developmental Disorders in
Preschool Children: Confirmation of High Prevalence // Am J Psychiatry. 2005.
V. 162. P. 1133–1141.
- Conners C. K., Reader M., Reiss A. et al. The effects of piracetam upon visual
event-related potentials in dyslexic children // Psychophysiology. 1987. V.
24. P. 513–521.
- Doose H., Neubauer B., Carlsson G. Children with benign focal sharp waves in
the EEG –developmental disorders and epilepsy // Neuropediatrics. 1996. V. 27.
P. 227–241.
- Engel J. Jr. A proposed diagnostic scheme for people with epileptic
seizures and with epilepsy: report of the ILAE Task Force on Classification
and Terminology // Epilepsia. 2001. V. 42. P. 796–803.
- Fischhof P. K., Saletu B., Ruther E., Litschauer G., Moslinger-Gehmayr R.,
Herrmann W. M. Therapeutic efficacy of pyritinol in patients with senile
dementia of the Alzheimer type (SDAT) and multi-infarct dementia (MID) //
Neuropsychobiology. 1992. V. 26. P. 65–70.
- Frye Richard E., Butler Ian, Strickland David et al. Electroencephalogram
Discharges in Atypical Cognitive Development // J Child Neurol. 2010. V. 25.
P. 556–566.
- Haverkamp Fritz, Hanisch Charlotte, Mayer Hans, Noeker Meinolf. Evidence
of a Specific Vulnerability for Deficient Sequential Cognitive Information
Processing in Epilepsy // J Child Neurol. 2001. V. 16. P. 901–905.
- Jirsa R. E. The Clinical Utility of the P3 AERP in Children with Auditory
Processing Disorders // J Speech Hear Res. 1992. V. 35. P. 903–912.
- Khani Y. A., Andermann F., Andermann E. Antimyoclonic efficacy of
piracetam in idiopathic generalized epilepsy // Epilepsia. 2005. V. 46. P.
1145–1146.
- Kinney R. O., Shaywitz B. A., Shaywitz S. E. et al. Epilepsy in children
with attention deficit disorder: cognitive, behavioral, and neuroanatomic indices
// Pediatr Neurol. 1990. V. 6. P. 31–37.
- Kirsch U., Schmidt J. Facilitation of evoked transcallosal responses by
nootropic agents // Biomed Biochim Acta. 1985. V. 44. P. 631–636.
- Klebel V. E. Experimental psychological study of the effect of a
hexobendine-etamivan-etofylline combination // Arzneimittelforschung. 1975. V.
25. P. 831–836.
- Lewine J. Andrews R., Chez M. et al. Magnetoencephalographic Patterns of
Epileptiform Activity in Children With Regressive Autism Spectrum Disorders //
Pediatrics. 1999. Vol. 104. P. 405–418.
- Malykh A. G., Sadaie M. R. Piracetam and piracetam-like drugs: from basic
science to novel clinical applications to CNS disorders // Drugs. 2010. V. 70.
P. 287–312.
- Mattes A., Schneble H. Epilepsien. Diagnostik und Terapie fur Klinik und
Praxis, Tieme Verlag Stuttgart New York, 1992.
- Mayer H. P. Instenon double-blind trial in school-children with learning
difficulties. ZFA (Stuttgart). 1976. V. 52. P. 698–703.
- Mintz Mark, LeGoff Daniel, Scornaienchi Jean et al. The Underrecognized
Epilepsy Spectrum: The Effects of Levetiracetam on Neuropsychological
Functioning in Relation to Subclinical Spike Production // J Child Neurol.
2009. V. 24. P. 807–815.
- Neyens L. G., Alpherts W. C., Aldenkamp A. P. Cognitive effects of a new
pyrrolidine derivative (levetiracetam) in patients with epilepsy // Prog
Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. 1995. V. 19. P. 411–419.
- Renier W. O. Learning disabilities and behavioural problems in children
with epilepsy // Wien Klin Wochenschr. 1990. V. 102. P. 218–222.
- Schmidt J. Comparative studies on the anticonvulsant effectiveness of
nootropic drugs in kindled rats // Biomed Biochim Acta. Jan 1990; 49 (5):
413–419.
- Sverd J., Dubey D. R., Schweitzer R., Ninan R. Pervasive developmental
disorders among children and adolescents attending psychiatric day treatment
// Psychiatr Serv. 2003. V. 54. P. 1519–1525.
- Tsai L. Y. Psychopharmacology in Autism // Psychosomatic Medicine. 1999.
V. 61. P. 651–665.
- Tursky T. Pyritinol and the enzymes of gamma-aminobutyric acid (GABA)
synthesis and degradation. Physiol Bohemoslov. Jan 1988; 37 (2): 135–143.
- Von Stulpnagel C., Kluger G., Leiz S., Holthausen H. Levetiracetam as
add-on therapy in different subgroups of «benign» idiopathic focal epilepsies
in childhood // Epilepsy Behav. 2010. V. 17. P. 193–198.
- Walti U., Kuenzler M., Schild J. et al. Pyritinol hydrochloride and
cognitive functions: influence on children in slow learner classes // Pediatr
Res. 1975. V. 9. P. 717–721.
- Wilsher C. R. A brief review of studies of piracetam in dyslexia //
Journal of Psychopharmacology. 1987. V. 1. P. 95–100.
- Winblad B. Piracetam: a review of pharmacological properties and clinical
uses // CNS Drug Rev. 2005. V. 11. P. 169–182.
Статья опубликована в журнале
Лечащий Врач