Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Контрафакт на рынке эстетической медицины: восприятие проблемы и возможные пути её решения
Merz Russia и юридическая компания BrandMonitor представили результаты исследования «Контрафакт в эстетической медицине: взгляд врача и потребителя», фокусом которого стали отношение экспертов и пациентов эстетических клиник к неоригинальной продукции, способы её определения, а также анализ возможностей защиты потребителей и индустрии от наличия контрафакта.
Оборот поддельных, не зарегистрированных, либо незаконно реализованных
продуктов на российском эстетическом рынке несколько лет назад оценивался более
чем в $200 млн . На сегодняшний день наличие и сбыт фальсифицированной продукции
по-прежнему остаётся одной из важнейших проблем индустрии, подвергающей
серьёзному риску как пациентов эстетических клиник, так и развитие рынка в
целом.
Ольга Степанова, генеральный директор Merz Russia: «На наш взгляд, сегодня
проблеме контрафакта на российском эстетическом рынке, который является
неотъемлемой частью рынка медицинских изделий, уделяется недостаточно внимания.
Именно поэтому уже несколько лет Merz ищет способы её решения, привлекая к
вопросу внимание регулирующих органов, а также компаний и общественных
организаций, которые помогают нам с практической реализацией поставленных
задач».
Паразитирование на брендах – явление довольно массовое, однако именно в
медицинской сфере оно приобретает наиболее громкое звучание, ведь действия
мошенников могут крайне отрицательно сказаться на здоровье потребителей.
Юрий Вопилов, генеральный директор BrandMonitor: «Контрафакт — теневой рынок,
поэтому он не изучается системно. Связанный с этим дефицит информации рождает
среди потребителей множество заблуждений, которыми охотно манипулируют торговцы
подделками и ”контрафактными” услугами. Для того чтобы выстроить максимально
эффективную стратегию противодействия контрафакту, нужно хорошее понимание роли
всех участников процесса. Наше исследование направлено на изучение уровня
осознанности в восприятии проблемы и готовности защитить своё здоровье, бизнес и
репутацию»
Анализ интервью с пациентами, представителями клиник, частными
врачами-косметологами, а также производителями эстетических медизделий позволили
сделать ряд основных выводов.
Более 80% пациентов отметили, что им важно, чтобы процедуры проводились с
использованием оригинальных и качественных препаратов или аппаратов, однако они
не имеют представления о реальной стоимости услуг и не могут адекватно оценить
исходящее от клиники предложение. Таким образом, пациент беззащитен перед
недобросовестным специалистом: 57% опрошенных пациентов, собирающихся пройти
процедуру ультразвукового SMAS-лифтинга, заявили, что не смогут распознать
рекламу процедуры на контрафактном оборудовании.
Юрий Войнилов, менеджер по исследованиям BrandMonitor: «Опрос пациентов
эстетических клиник показал, что они не готовы к процедурам с использованием
несертифицированной продукции. Хотя признаются, что вряд ли смогут отличить
поддельный продукт от оригинального. Отягощает ситуацию непонимание пациентами
реальной стоимости услуг. Всё это говорит о недостаточном уровне
информированности потребителя и ставит вопрос о необходимости ведения
просветительской работы среди действующих и потенциальных пациентов эстетических
клиник».
По мнению экспертного сообщества, движущей силой контрафакта являются так
называемые надомники – косметологи, зачастую не имеющие возможности получить
необходимые сертификаты и лицензии и, соответственно, лишённые доступа к
сертифицированному оборудованию и препаратам. Также ответственность за
распространение контрафактной продукции несут недобросовестные дистрибьюторы,
открыто предлагающие свой товар по существенно заниженной цене.
Однако в ключевом вопросе мнение экспертов совпало: эффективное противостояние
контрафакту возможно только при консолидации усилий государства и всех игроков
рынка.
Ольга Степанова: «Мы уверены, что только регулярный и системный мониторинг рынка
и пресечение деятельности недобросовестных поставщиков наряду с просветительской
работой способны сдвинуть вопрос с мёртвой точки. Поэтому призываем и
государство, и экспертное сообщество, и потребителей услуг действовать сообща.
Только так можно будет создать условия для дальнейшего формирования,
цивилизованного и безопасного эстетического рынка в нашей стране».