Электронные системы нагревания табака привели к падению рынка сигарет в Японии
Опубликованное недавно исследование международной группы ученых показывает, что популярность электронных средств нагревания табака способствуют существенному снижению продаж обычных сигарет, значительно большему, чем до выхода на рынок электронных табачных продуктов.
Исследователи проанализировали тенденции продаж сигарет в Японии с 2011 года
по 2019 год и пришли к выводу, что именно распространение электронных средств
нагревания табака (ЭСНТ) стало главной причиной ускоренного падения спроса на
обычные сигареты. Статья опубликована в рецензируемом научном журнале
International Journal of Environmental Research and Public Health (Международный
журнал исследований окружающей среды и общественного здравоохранения).
Исследователи посчитали, что с 2011 по 2015 годы в Японии отмечалось
медленное, но уверенное сокращение продаж сигарет. Однако начиная с 2016 года
падение продаж сигарет сильно ускорилось, что наиболее вероятно объясняется
выходом ЭСНТ на японский рынок именно в это время. В целом с 2016 по 2019 гг.
ежегодное снижение продаж сигарет ускорилось в 5 раз по сравнению с периодом
2011-2015 гг.
Ученые отмечают, что Япония – самый развитый в мире рынок электронных
табачных изделий, на который, согласно отчетам аналитиков, в 2018г. приходилось
до 85% мировых продаж ЭСНТ. Япония также стала одной из первых стран, где с 2014
г. начались продажи ЭСНТ. При этом известно, что Япония отстаёт от других
развитых стран в плане внедрения мер ограничения табакокурения. В частности,
правительству Японии не удалось полностью реализовать план запрета на курение в
период Летних Олимпийских игр 2020 (отменены из-за эпидемии COVID-19).
Авторы исследования полагают, что замещение сигарет изделиями, в которых не
происходит горение табака, может стать «высокоэффективной и непринудительной
стратегией снижения риска при условии надлежащего документирования рисков для
здоровья от долгого курения». По словам одного из авторов исследования
профессора Университета Оттавы Дэвида Свенора (David Sweanor), это «самое
быстрое падение продаж сигарет, когда-либо наблюдавшееся на рынке». «Треть рынка
сигарет исчезла за удивительно короткий период времени, и это было достигнуто
без принудительных мер», - говорит исследователь.
Исследование доктора Свенора и его соавторов подтверждает выводы более
раннего исследования, проведенного коллективом исследователей Американского
общества по борьбе с раком, которые также подтвердили, что падение продаж
обычных сигарет на японском рынке вызвано переходом курильщиков на ЭСНТ. Темпы
падения продаж сигарет увеличились с 1,8% в год в 2011-2015 годы до 9,5% в год в
2015-2018 годы, при этом каких-либо значительных изменений в государственной
политике по борьбе с табакокурением не наблюдалось.
Как сообщила вице-президент Philip Morris International по научным
коммуникациям Мойра Гилкрист в ходе «Глобального Форума по никотину» (Global
Forum of Nicotine), который прошел на прошлой неделе в режиме онлайн, табачные
компании активно занимаются научными исследованиями с целью как можно быстрее
заменить сигареты более здоровыми альтернативами, а в перспективе избавить мир
от табака. По ее оценкам, к концу марта этого года 10,6 млн людей перешли на
бездымные табачные продукты. «Мы стремимся к тому, чтобы к 2025 году, то есть
через 5 лет, по крайней мере 40 миллионов человек сделали бы то же самое. Это
будет означать, что во всем мире стало на 40 миллионов курильщиков меньше», -
заявила Мойра Гилкрист.