Психологи исследовали влияние виртуального общения на молодежь
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) проанализировал влияние интернета и соцсетей на поведение подростков. Ученые, используя собранные данные, хотят создать систему мониторинга и предотвращения проблемного поведения в интернете. В целом люди все больше времени проводят в интернете и соцсетях. По данным прошлого года, в среднем люди ежедневно проводят в соцсетях 2 часа 16 минут. А в этом году на фоне пандемии время увеличилось в несколько раз. При этом подростки и молодые люди - самые активные пользователи интернета.
"За
рубежом уже используются технологии помощи в интернет-среде детям, которые
проявляют признаки суицидальной направленности, тем, кто стал жертвой
кибербуллинга, секстинга, груминга или оказался в другой тяжелой ситуации. Такие
программы должны быть научно обоснованными и обладать подтвержденной
эффективностью, они очень актуальны и востребованы в нашей стране", - говорит
доцент кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая
психология" МГППУ Варвара Делибалт.
Эксперты констатируют: стандарты коммуникации изменились, соцсети проникли в
повседневную жизнь - люди могут по желанию создавать и изменять свою
идентичность, прерывать и полностью прекращать общение в любой момент. Ученые
установили, что подростки, проявляющие киберагрессию или суицид-направленное
поведение в интернете, испытывают серьезные трудности в обычной жизни, в том
числе, скрытые и трудно распознаваемые специалистами. Их поведение онлайн -
следствие того, что с ними происходит в реальной жизни.
"Условия, в которых протекает детство, стремительно меняются. Интернет и
социальные сети, цифровизация и широкое использование гаджетов дают нам новые
возможности для развития, но, с другой стороны, формируют новые угрозы и
социальные риски. Дети и подростки, испытывающие трудности оффлайн, могут не
справиться привычными им средствами с проблемами онлайн-среды. Это не значит,
что необходимы запретительные меры: интернет, социальные сети и технические
средства - инструменты, которыми нужно уметь пользоваться. Это ставит перед
учеными и практиками задачу раннего выявления рисков и оказании своевременной
психологической и психосоциальной помощи несовершеннолетним, их семьям и
педагогам", - отмечает Делибалт.
По мнению экспертов, при неадекватном использовании интернета возможно развитие
дефицитов сознания и регуляционных систем. Как результат, появятся трудности в
инициировании и планировании собственной деятельности, ослабление контроля и
инфантилизация. Поэтому критически важны системы помощи и программы обучения,
которые помогут критичнее относиться к информации в интернете, научат
тайм-менеджменту и прогнозированию последствий своих действий.
Источник: www.meddaily.ru