Не допустить эпидемию рака: почему ранняя диагностика критически важна
Ежегодно 4 февраля отмечается Всемирный день борьбы с раком (World Cancer Day), учрежденный Международным союзом против рака. В эту дату онкологическое сообщество по всему миру объединяет усилия, чтобы повысить осведомленность общественности об этой группе заболеваний, рассказать о значении ранней диагностики рака и оказать поддержку людям, живущим с этим диагнозом.
В этом году наиболее актуальной темой является устранение барьеров в
обеспечении равного доступа пациентам с онкологическими заболеваниями к
медицинской помощи и борьба с задержками в лечении, вызванными пандемией
COVID-19.
В настоящее время онкологические заболевания занимают второе место в
структуре мировой смертности . По данным Всемирной организации здравоохранения,
в 2020 году рак был диагностирован у более 19 миллионов человек и унес жизни
порядка 10 миллионов . При этом эксперты прогнозируют дальнейший рост
заболеваемости: до 29 миллионов случаев к 2040 году . В России за 2020 год было
выявлено более 550 тысяч случаев злокачественных новообразований, от которых
умерло около 290 тысяч человек.
Первым по распространенности в 2020 году стал рак молочной железы (РМЖ): за
этот период было зафиксировано более 2,26 миллионов новых случаев и почти 700
тысяч смертей от этого заболевания. Почти так же часто за этот период был
диагностирован рак легких (более 2,21 миллионов случаев), который унес
наибольшее число жизней среди онкологических заболеваний – порядка 1,8
миллионов. На третьем месте находится рак толстой и прямой кишки: это
заболевание выявили у 1,93 миллиона человек, а количество летальных случаев
превысило 930 тысяч . В список самых часто диагностируемых видов рака в 2020
году также вошли: рак простаты (1,4 миллионов случаев), рак желудка (1,08
миллионов случаев), рак печени (более 900 тысяч случаев), рак шейки матки (более
604 тысяч случаев) . В России за этот же период структура заболеваемости
злокачественными новообразованиями слегка отличалась. Чаще всего у пациентов
выявляли рак молочной железы (11,8% случаев), кожи (кроме меланомы) (10,9%
случаев), трахеи, бронхов, легкого (9,8% случаев), ободочной кишки (7,2%
случаев).
Для лечения онкологических заболеваний рекомендована инновационная терапия, в
том числе таргетного и иммуноонкологического действия. Компания Pfizer
располагает обширным портфелем таких лекарственных средств. На сегодняшний день
пациентам во всем мире доступны 18 инновационных препаратов и биосимиляров
компании для лечения РМЖ, рака легких, почки и простаты, а также
онкогематологических заболеваний и других.
Постоянный рост количества случаев заболеваемости вызывает потребность в
оперативной разработке новых решений в области онкологии. Так, в рамках
глобального стратегического альянса между компаниями Merck и Pfizer был
разработан и выведен на рынок инновационный препарат авелумаб (Бавенсио®),
который применяется в качестве монотерапии и в составе комбинации для лечения
таких заболеваний, как почечно-клеточный, уротелиальный рак, метастатическая
карцинома Меркеля (МКМ). В ходе исследования фазы III JAVELIN Bladder 100 было
подтверждено, что монотерапия авелуамабом в режиме поддерживающей терапии
достоверно увеличивает общую выживаемость у пациентов с местнораспространенным
или метастатическим уротелиальным раком без признаков прогрессирования после
завершения платиносодержащей терапии первой линии.
В области лечения распространенного немелкоклеточного рака легких сохраняются
сложности, связанные с формированием вторичной резистентности и неизбежным
прогрессированием этого заболевания. В прошлом году компанией Pfizer в России
был зарегистрирован препарат Лорвиква® (лорлатиниб) – мощный ингибитор
тирозинкиназы (ИТК) ALK 3-го поколения и первый препарат, который одобрен для
применения после терапии ИТК 2-го поколения или несколькими ИТК ALK . Результаты
доклинических исследований показывают, что лорлатиниб обладает широким спектром
действия против ряда известных мутаций резистентности ALK, включая G1202R .
Для повышения доступности препаратов, входящих в свой онкологический портфель,
для российских пациентов Pfizer в 2020 году запустила локализационный проект
совместно с компанией «Фармстандарт», в рамках которого на заводе «Фармстандарт-УфаВИТА»
в Республике Башкортостан планируется производство препаратов для лечения рака
молочной железы, рака легкого, рака почки и хронического миелолейкоза.
Раннее выявление и назначение лечения также критически важны для более
эффективной борьбы с онкологическими заболеваниями, так как при обнаружении этих
болезней на поздних стадиях показатель выживаемости крайне невысок. Pfizer на
протяжении многих лет активно развивает онкологическое направление: приоритетом
компании является не только разработка и обеспечение доступа к инновационной
медикаментозной терапии, но и привлечение внимания к этой проблеме.
В прошлом году компания поддержала кампанию Европейской онкологической
организации «Время действовать» (Time to act), главная цель которой — привлечь
внимание общественности, специалистов здравоохранения и регуляторов к значению
ранней диагностики онкологических заболеваний и побудить их к действиям для
устранения пробелов и задержек в оказании помощи пациентам, которые стали
следствием пандемия COVID-19. Текущая ситуация в этой области уже приводит к
негативным последствиям. По данным организации, за период пандемии не было
вовремя сделано примерно 100 миллионов скрининговых тестов на рак, что привело к
диагностике заболеваний уже на поздних, запущенных стадиях и, соответственно, к
снижению общей выживаемости от рака . Европейские эксперты сходятся во мнении,
что может потребоваться не менее года, чтобы ликвидировать отставание в
обследованиях и диагностике.
«Пандемия COVID-19 негативно повлияла на ситуацию в области диагностики
онкологических заболеваний, что в дальнейшем может привести к очень опасным
последствиям – эпидемии рака. Чтобы не допустить такого сценария, критически
важно активно информировать население о необходимости прохождения ежегодных
обследований и скрининговых программ, о симптомах и риск-факторах онкологических
заболеваний, поэтому такие кампании, как «Время действовать», особенно
необходимы сейчас», – подчеркнула Яна Нартова, руководитель бизнес-подразделения
Pfizer «Онкология» в России и Беларуси.