Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРВЕНЦИИ ПКЗ

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Основы психологического и социального консультирования в охране и развитии здоровья населения / МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРВЕНЦИИ ПКЗ
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 2749; прочтений - 4599
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРВЕНЦИИ ПКЗ

Кризис современных направлений психологии заключается в том, что отдельные направления практической психологии: психоанализ, гештальт-консультирование, трансактный анализ, экзистенциальное консультирование, логотерапия, поведенческое консультирование, когнитивное консультирование, консультирование по жизненным умениям, рационально-эмотивное поведенческое консультирование испытывают определенный период бурного роста, затем накапливают определенные противоречия и постепенно начинают терять своё значение, если не в теории, то хотя бы в практике.

В последнее время по данным литературы и практической психотерапии лидирует семейная и когнитивно-поведенческая психотерапия, которая не только официально оплачивается ведущими страховыми компаниями мира, но и официально включена приказом Минздрава РФ в обязательные процедуры лечебной помощи в школах и подростковых лечебных учреждениях (14). Однако перед лицом таких новых глобальных проблем человечества как тотальная интерперсональная агрессия, СПИД, наркомания, пьянство, суицид, немотивированные убийства, растущая эпидемия ожирения, распад семьи, терроризм, старые и хорошо знакомые нам «психоанализ, трансактный анализ, гештальттерапия» и т.п. оказываются беспомощными. Так как не могут разработать и предоставить эффективных методов профилактики и лечения, хотя и пытаются частично объяснять эти проблемы. Специалистам становится ясна беспомощность этих направлений, поэтому более 90 % грантов США выдаются только поведенческим направлениям (15), хотя и они не свободны от определенных методических и функциональных недостатков. Переучить биологические объекты представляется куда более сложным, чем в лабораторных экспериментах; и преступники в американских тюрьмах, активно переучивающиеся на лучший стиль поведения, могут повторять свои преступление, противореча оптимистическим исследованиям нового оперантного научения Скиннера (16). Реальный мир оказался куда более сложным и противоречивым чем тот, который мы хотели себе представить.

Практический психолог работает с мыслями, чувствами, представлениями, ощущениями, при этом анализ чувств является базовым. В чувства входят мириады различных состояний: агрессия, злость, депрессия, апатия, озлобленность, озабоченность, опустошенность и т.п. Погружаясь во все более и более описываемое разнообразие чувств, психолог попадает в картину, где «за деревьями не видно леса». И «какие чувства считать первичными, какие – последующими?» И что с ними делать?

Все большее количество серьезных исследований подвергает серьезной критике методологическую основу психоанализа (17). Оказывается травмы раннего детства не имеют жесткой связи с динамикой и проявлением психиатрических заболеваний настоящего периода. Значит, необходима новая теория возникновения психических и психологических расстройств.

Поэтому, мы приходим либо к необходимости устанавливать все новые и новые сочетания эмоций и так бесконечно удаляться, теряя из обзора главное, либо как в физике в теории струн исходить из того, что всего лишь одна энергетическая струна может давать все многообразие эмоций, существуя в зависимости от частоты. При этом экзистенциальное броуновское движение, существующее как основной инстинкт жизни, живой материи, существует в виде поиска пищи, сменяемого поиском безопасности, утомлением, отдыхом, сексом, накоплением, размножением, депрессией, агрессией, сном и тревогой; суть – разные частоты одной струны (см. «Теория струн в физике») (18). Данная теория для нас удобна тем, что объясняет рост числа психологических, психических проблем как естественное проявление энтропии, энергии, аккумулируемой человечеством. Избежать этого можно только избегая развития цивилизации.

Второе. С позиции теории струн лекарственное лечение, например, тревоги и депрессии будет различным, так как будут возвращать модальности с разных частот к норме, а нелекарственные подходы, в том числе и психологические, сведутся к конверсии энергии или реструктуризации энергетических составляющих. При этом будут выделяться ВСЕ управляемые креативные факторы, способные модифицировать состояние, через них производиться действия, состояние будет пересматриваться, будут выделяться новые креативные модифицируемые управляемые факторы, и через них оказываться новое влияние. Такая пошаговая зонтичная методика обеспечивает прогресс в условиях сложных многофакторных систем (19). Так при депрессии поочередно рассматривается лайт-терапия, интеперсональная терапия, депривация сна, семейная терапия, когнитивно-поведенческая терапия, физические нагрузки, психодинамическая терапия и т.п.

Третье. Задача психолога при этом не тормозить ненужную эмоцию, а реструктуризировать или конвертировать её в симбиотичную (альтернативную).

Четвёртое. Эмоции взаимопревращаемы при определенных условиях. Задача практического психолога – создавать такие условия.

Пятое. Тормозить эмоции – это бороться с природой и создавать дисстресс. Этого надо избегать. Это чревато инфарктами. Лучше – сублимировать.

ПЕРВЫЙ ЗАКОН ПСИХОДИНАМИКИ. Психопатология в момент обращения является стабильным состоянием, уравновешивающим все другие составляющие, и не подлежит легкому исправлению. Действие всех других сил на психологический патологический процесс в результате взаимодействия уравновешивается.

ВТОРОЙ ЗАКОН ПСИХОДИНАМИКИ. Чтобы изменить траекторию психопатологического процесса, необходимо приложить силу, энергию, теплоту или создать мотивацию большую, чем исходная масса и ускорение. Об этом и говорит закон военной тактики: нападающий, как правило, всегда несет большие потери. А психотерапевт нападает на болезненный симптом. При этом вектор приложения не должен попасть вразрез с основным вектором движения, так как может возникнуть непредсказуемая ситуация (форс-мажор).

ТРЕТИЙ ЗАКОН ПСИХОДИНАМИКИ. Действие равно противодействию. Любые попытки исправить психологический дефект наталкиваются на явное и скрытое сопротивление школьника или клиента (в том числе и вследствие подсознательного ощущения ущемленной свободы), которое усиливается вместе с вашим психологическим вмешательством.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАКОН ПСИХОДИНАМИКИ. Вытекает из третьего закона. Природу покоряют, только покоряясь ей, – сказал Френсис Бэкон. Имеется в виду реструктуризация и конверсия негативных эмоций и мыслей.

ПЯТЫЙ ЗАКОН ПСИХОДИНАМИКИ. Закон сохранения энергии. Леча депрессию, усиливаешь тревогу, убирая тревогу; усугубляешь компульсивность, усиливая агрессию и так до бесконечности. Однако, лучше конверсия, когнитивная реструктуризация или творческая сублимация.

ШЕСТОЙ ЗАКОН ПСИХОДИНАМИКИ. Закон относительности. Любой психопатологический симптом может при определенных условиях измениться до противоположного. И нет такой психопатологии, которая не могла бы стать позитивной в определенном контексте личностного существования. Например, даже такое заболевание как нервная анорексия в условиях нехватки продуктов питания может стать фактором дополнительного выживания личности.

СЕДЬМОЙ ЗАКОН ПСИХОДИНАМИКИ и Психотерапии. Цель психотерапии – уход от болезненного состояния, который достигается за счет использования положения теории струн: перевода патологического симптома одной частоты в другую за счет конверсии или когнитивной реструктуризации симптома в другой квази-реалистический, но причиняющий меньшие страдания пациенту, или более прагматический, исходя из теории принятия решении и модификации управляемыми факторами.

Теория и Методология принятия решений в психологии здоровья. Теория инициализации поведения и поведенческой модификации в психологии Здоровья (Creative Applied Modification):

Теория поведенческой модификации базируется на регуляции поведения каскадом разномодальностных многосторонних, дробящихся множеств.

При этом поведенческий фрагмент дробится на максимальное число мелких дифференциальных субъединиц, каждая из которых креативно модифицируется так, что их параллельная или последовательная суммация обеспечивает новый поведенческий акт. Субрефлексы при этом не меняются, а перекомбинируются.

Это определено социализированными инстинктивными рефлексами, слабо поддающимися прямой коррекции. Для влияния на него нужны разнообразные разномодальностные подходы.

Теорема Гёделя учит нас, что систему нельзя разрушить как и улучшить изнутри или по 1 закону Исаака Ньютона, как и по первому закону психодинамики, действие всех сил уравновешивается, и система движется равномерно и прямолинейно. Кроме того, согласно действию 3-го закона Ньютона, действие равно противодействию. Чем больше пытаешься изменить систему, тем больше она сопротивляется, хотя и с моральными угрызениями совести.

Конфликт между рациональным (социальным) и физиологическим (социализированная биология), как правило, решается в пользу биологического.

Легко призывать: ешьте меньше, долго не валяйтесь в постели, каждый день занимайтесь по 1 часу спортом, не смотрите долго телевизор. Организм устроен по принципу максимального накопления энергии и последующей максимальной её экономии. Так устроен закон выживания. Это – устойчивые биологические рефлексы. И здесь только два пути – химиотерапия эффективными средствами для похудания и эмотивная перемодификация мозга. Если мы научимся делать приятным новое поведение и образ жизни, мы – на правильном пути. Мозг – эмотивно регулируемая система. Детям приятно играть в футбол, и их не загонишь с улицы домой. Взрослым энергию надо экономить, ведут они себя, чаще наоборот. Присутствует совершенно другое поведение, направленное на экономию энергии. Причем, одновременно, замедляется обмен веществ при установившихся привычках питания и сидячего образа жизни. Кардинально изменить свои рефлексы мы не в состоянии, но ре-интерпретация, реструктуризация, конверсия, децепция, дают нам значительный положительный эффект.

Например, в плане борьбы с эпидемией ожирения в мире:

1.Децепция – поедание больших количеств грубоволокнистой и бескалорийной пищи с целью утоления голода (обман).

2.Реструктуризация – рациональное распознавание аддиктивных пищевых паттернов и сознательная замена их маленькими порциями здоровой пищи, включая фрукты и зерновые

3.Конверсия – молитва, прогулки, купания, горячий душ или приятный массаж, словом, нечто другое, приятное вместо приёма пищи.

4.Отвлечение – это переключение внимания. Чтение стихов, рассматривание картин, эстетотерапия.

5.Игнорирование.

6.Молитвы и надежды (веруемые ожидания).

7.Релаксационные техники.

8.Упражнения с воображаемыми образами.

9.Ре-интерпретация и переосмысление – иное восприятие, например, замена твердой пищи на питье подслащенных напитков, подмена ощущений.

10.СВТ (когнитивно-поведенчекая терапия), САМ (креативная прикладная модификация), медитация

11.Катастрофизация.

12.Самогипноз

13.Творчество. Рукоделие. Творческие формы самовыражения.

14.Стратегии избегания панических состояний.

15.Повышение иной активности.

16.Самонастрой на преодоление.

Классификация условна, но она позволяет понять, что Бог помогает многими путями, но везде необходимы самостоятельные первые шаги (20).

Методология психотерапевтического вмешательства подразумевает повышение мотивации слушателя (студента, школьника, клиента) как при преподавании психологи, так и при психотерапевтическом процессе:

1.Сначала – объемная, эмоционально-нейтральная дуалистическая информация, адекватная уровню сознания личности.

2. Затем нарастающая мотивация.

3. Разоблачение барьеров и препятствий.

4. Презентация технологий через наглядные примеры.

5. Лечебный контракт или внутреннее согласие как заключающее решение и принятие системы негативно-позитивных подкреплений.

6. В случае сопротивления скрытая подготовка к новой интервенции в будущем.

Возврат к п.1.

Принцип эквивалентности

Свой взгляд на психодинамику Юнг основывает на двух фундаментальные принципах – принципе эквивалентности и принципе энтропии (Jung, 1948). Согласно принципу эквивалентности, если энергия расходуется на создание некоторой ситуации, тоже количество энергии появится в другом участке системы. Обучающиеся физике знают этот принцип как первый закон термодинамики или предложенный Гельмгольцем закон сохранения энергии. Применительно к психическому функционированию в понимании Юнга принцип гласит, что если какая-то ценность ослабевает или исчезает, количество энергии для психики не будет потеряно, но возродится в новой ценности. Снижение одной ценности неизбежно означает возвышение другой. Например, если ребенок начинает меньше любить семью, возрастает его интерес к другим людям и вещам. Человек, потерявший интерес к своему хобби, обычно скоро обнаруживает, что на месте старого хобби возникло новое. Если ценность вытесняется, связанная с ней энергия может уходить на построение сновидений и фантазий. Разумеется, возможно, и распределение энергии утерянной ценности между несколькими другими.

В плане функционирования целостной личности принцип эквивалентности гласит, что если энергия уходит из одной системы, например, Я, она возникает в другой системе, например, в маске. Или, если все больше ценностей вытесняются в теневую часть личности, она усилится за счет других структур. Аналогично, дезэнергетизация сознательного Я сопровождается энергетизацией бессознательного. Энергия беспрерывно перетекает из одной системы личности в другую. Это перераспределение энергии составляет динамику личности.

Разумеется, принцип сохранения энергии не может жестко применяться к частично закрытым системам, каковой является личность. Энергия добавляется к психике или уходит из нее, и соотношение того и другого может сильно варьировать, что, вероятно, и происходит. Следовательно, подъем или падение ценностей могут быть связаны не только с перемещениями энергии из одной части системы в другую, но и зависеть от прироста энергии за счет внешних источников и ее уменьшения за счет мускульной работы. Еда или отдых укрепляют умственно и физически, а работа или тренировка в течение определенного времени утомляет. Эти энергетические обмены между психикой и организмом или внешним миром представляют как и перераспределение энергии внутри самой психики большой интерес для Юнга и для всех психологов динамического направления

7.ПКЗ и клиент осваивают новые схемы креативного мышления и создают новую «нереальную» реальность.(33)

8.Новые схемы подкрепляются позитивными вегетативными рефлексами или осознанным использованием СТ нервных волокон.(34).

Ученые открыли "нерв любви". Исследователи обнаружили прямую взаимосвязь между воздействием нежными прикосновениями на "нерв любви" и возникновением у человека чувства романтического или сексуального влечения.

Эти особые нервы, названные осязательными волокнами "СТ", реагируют только на нежное поглаживание или медленное прикосновение и стимулируют ту часть мозга, которая отвечает за эмоции.

До настоящего времени ученые не знали истинной природы волокон СТ, поскольку они не принимали участия в процессе непосредственного осязания окружающих объектов, кроме того, они никак не реагировали на температуру или боль.

Шведские и канадские специалисты опробовали свою теорию на женщине, лишившейся всех основных нервов осязания. Им удалось воздействовать исключительно на СТ нервы: они прикасались к определенным участкам тела пациентки с помощью тончайшей кисточки для рисования и следили за реакцией ее мозга.

При воздействии на предплечье и тыльную сторону ее руки женщина ощущала слабое, но очень приятное возбуждение. Когда кисть касалась ладони руки, где полностью отсутствуют СТ-волокна, пациентка вообще ничего не чувствовала. Сканирование головного мозга показало, что при прикосновении к "нервам любви" возбуждение возникало в эмоциональном участке головного мозга.

Ученые также обнаружили, что СТ-волокна, в отличие от всех других нервов, реагируют исключительно на нежное касание, а не на давление или вибрацию.

Результаты этой работы были опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Литература:

1. Belar C.D., Deardoff F.F., (1995) Clinical Health Psychology in Medical Setting: A Practitioner’s Guidebook. Hyattsville, MD: APA.

2. Matarazzo J.D.(1980). Behavioral Health and behavior medicine: frontiers for a new health Psychology, American Psychologist, 35, 807-17.

3. Matarazzo, J.D. (1984); Behavior Health; a 1990 challenge for the health science profession: Behavior Health: A Handbook of Health Enhancement and Disease Prevention, pp 3-40. New York: Wiley.

4. Ум и здоровье связаны генетически – http://www.infox.ru/03/body/2009/05/18/Zdorovyyy__znachit_u.phtml

5. Депрессия опаснее диабета и астмы.- http://komionline.ru/news/5875  – 2007-09-10, 11:24.

6. Изменения в образе жизни и диете не только предотвращают развитие рака простаты, но и тормозят прогрессирование опухолевого процесса. Раздел: Онкология и гематология | Опубликовано 12-08 -2005- http://www.medlinks.ru/article.php?sid=21802

7. Dean Ornish, MD. The Spectrum. A scientifically Proven Program to feel better, live longer, lose weight, and gain health: Ballantine books New York., 2008, – 400 pp.

8. Marks, D.F. Brucher-Albers, N.C., Donker F.J.S. et al.(1998). Health psychology 2000: the development of professional health psychology, Journal of Health Psychology, 3; 149-60.

9.Новый Завет и Псалтырь. The Gideon’s International. 2007, Ефесянам, 4:22-24.

10. Около 40% российских призывников, признанными негодными к военной службе в армии по состоянию здоровья, больны психически. Med Links 05-06-2008/- http://www.medlinks.ru/article.php?sid=32818

11. Образ жизни – бомба замедленного действия! Раздел: Здоровье и красота | Опубликовано 05-01-2004- http://www.medlinks.ru/article.php?sid=13055&query=%E7%E4%EE%F0%EE%E2%FC%E5+%EC%EE%EB%EE%E4%E5%E6%E8

12. Fran Lowry. 16.02.2010-Prevalence of Chronic Illness in US Kids Has Increased. – JAMA. 2010; 303:623-630, 665-666.

13.С.Р.Соколовский. Почему не работают программы развития здоровья.- Раздел: Психиатрия и психология | Опубликовано 19-11-2008- http://www.medlinks.ru/article.php?sid=34281&query=%D1%EE%EA%EE%EB%EE%E2%F1%EA%E8%E9

14.Об утверждении клинического руководства «Модели Диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств» Приказ МЗ РФ от 6 августа 1999 г N 311 (НЦПИ).

15. http://www.grants.gov/aboutgrants/about_grants_gov.jsp

16.Р.Нельсон-Джоунс. Теория и практика консультирования.3-ье международное издание. СПб: Издательство «Питер», 2000,-464 с., с илл. – с.227.

17. Израильский ученый подверг критике теорию Фрейда; http://www.medlinks.ru/article.php?sid=32340 - Med Links.ru, 2008 г., Психиатрия и неврология. Опубликовано 15-04-2008.

18. http://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_СЃ% D1‚СЂСѓРЅ 

19. Hillary Don, MD. Decision making in Critical Care. B.C. DECKER INC. Toronto. Philadelphia.-1985. – 224 pp.

20. Сура 12, Гром, Коран

21.С.Р. Соколовский. Новая психотерапевтическая техника: АСМ (Прикладная креативная медитация –applied creative meditation) для решения психологических, психосоматических, ментальных эмоциональных и личностных проблем пациента, изменения стиля жизни в интересах здоровья. Учебный курс. 2006, Пятигорск, -123 с.

22.С.Р.Соколовский. Жизнь после стресса: Реабилитация и самопомощь. Научно-методическое пособие для студентов. Пятигорск, 2008, -156 с.

23. Жировая ткань на животе участвует в выработке гормона, стимулирующего аппетит – http://www.medlinks.ru/article.php?sid=32381&query=%C6%E8%F0%EE%E2%E0%FF+%  -Med Links, ru, 2008, опубл. 21-04-2008

24. Р.Хайт. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии. Пер с англ. Издательство «Мир», Москва. 1975, – 855 с.

25. J. Clin. Endocrinol. Metab. 2007; 92:1409-1414.

26. Andrea Riedl;a Janine Becker;a, M. Rauchfuss;a Burghard F. KlappaPsychopharmacotherapy in Eating Disorders: A Systematic AnalysisPsychopharmacol Bull. 2008;41(1):1-22.Posted 03/24/2008 MedWorks Media Global.

27. О новых подходах в психологии эмоций, терапии алкоголизма и ожирения в контексте религиозности, теории познания и теории струн Раздел: Психиатрия и психология | Опубликовано 15-05-2008. http://www.medlinks.ru/article.php?sid=32603&query=%D1%EE%EA%EE%EB%EE%E2%F1%EA%E8%E9

28.Л.Каганов. Медитация – путь к себе. Москва -1990., Программа 7, стр. 47.

29. Физиология человека. Под ред..профессора В.М.Смирнова, М., Медицина, 2002,- с. 324.

30. Джеймс Л.Джекобсон. Алан М. Джекобсон. Секреты психиатрии. Пер с англ. М.,МедПрессинформ, 2007, с. 268.

31. Хочешь поднять себе настроение – измени выражение лица. Раздел: Психиатрия и психология | Опубликовано 09-02-2009 – http://www.medlinks.ru/article.php?sid=35203&query=%F3%EB%FB%E1%E0%E9%F2%E5%F1%FC

32. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М.,1999.-с.109.- Педагогическая библиотека.- http://www.pedlib.ru/Books/2/0281/2_0281-109.shtml

33. Matchett E., FDM – A means of controlled thinking and per sonal growth., Proc. of the State Conf. of Designers, Czechoslovakia, Scr. and Techn. Soc, Prague, 1967.

34. Ученые открыли "нерв любви" Раздел: Неврология и нейрохирургия | Опубликовано 30-07-2002. http://www.medlinks.ru/article.php?sid=4040

Вопросы для подготовки:

  1. Что значит для психолога по здоровью (ПКЗ) адекватная биопсихосоциальная модель?
  2. Что значат мультимодальные подходы
  3. Перечислите основные направления работы GRP
  4. Опишите принципы первичной, вторичной и третичной профилактики расстройств
  5. 4 области компетенции ПКЗ
  6. Способы сертификации ПКЗ, усовершенствования
  7. Опишите работу «Health promotion», суть и методы
  8. Что такое психосоциальное проектирование
  9. 5 составляющих психосоциального проектирования
  10. Опишите основные теории и концепции, на которых развивается современная психология здоровья
  11. Дайте описание психологии здоровья по Matarazzo
  12. Что входит в биологическую составляющую психологического модуля биопсихосоциальной теории болезней
  13. Опишите взаимоотношения болезни и здоровья, тела и духа в психологии здоровья
  14. Какова роль психологии здоровья в сохранении здоровья и предотвращении болезней?
  15. Каковы глобальные цели ПЗ.
  16. Приведите примеры того, как изменения в образе жизни и диеты предотвращают рак.
  17. Опишите профессию психолога здоровья
  18. Расскажите о целях психологии здоровья
  19. Раскройте связь здоровья и образа жизни
  20. Окружающая среда и здоровье.
  21. Обрисуйте тенденции распространенности хронических болезней у детей
  22. Почему не работают программы здоровья?
  23. Опишите древний 8-ричныцй путь познания истины
  24. Физиологические основы смены поведения и стиля жизни
  25. Основные техники в работе ПКЗ
  26. Методы психологических интервенций ПКЗ
  27. Кризис в современной КП
  28. Законы психодинамики
  29. Теория поведенческой модификации и ее основы
  30. 16 психологических интервенции при ожирении
  31. 6 этапов в психологии здоровья и 21 принцип (с .124).
  32. «САМ» как метод в ПК
  33. 4 этапа техники «САМ»
  34. Подходы ПКЗ к помощи при аддикитвных расстройствах
  35. Подростковое ожирение, подходы ПКЗ и теоретические обоснования
  36. Поведенческие подходы к снижению чувства аппетита (всего 11).



[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Чем вы руководствуетесь в выборе медицинского учреждения?

Советами родных и знакомых
Отзывами на специализированных сайтах
Собственным опытом
Информацией, представленной на сайте учреждения
Рекламой
Другими причинами



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.